Воспитатель МБОУ « Ленинской средней школы №47», Кондратьева Ксения Вадимовна
СтатьяАвтор разработки: Кондратьева Ксения Вадимовна Воспитатель высшей квалификационной категории МБОУ «Ленинская СШ № 47» (с/п « Детский сад « Огонёк») Новосибирский район электронная почта ksyushakondratyeva@mail.ru
Внедрение в ДОУ «Детской универсальной STEAM-лаборатории» автора Беляк Е.А. Аннотация: в статье представлен опыт педагога детского сада о внедрении в образовательный процесс « Детской универсальной STEAM-лаборатории» автора Беляк Е.А. Ключевые слова: STEM, программирование, STEAM-лаборатория, мышка-робот, последовательность действий, творческое и инженерное мышление, шифрование, дешифрование. Мы живём в современном мире и современный дошкольник – это уже представитель нового техногенного поколения, для которого обоснованность информации очень важна. Растут достижения в области техники, нас окружают сложные технические объекты. На сегодняшний день современные дети имеют большой выбор интерактивных игрушек, которые обучают и в тоже время играют с ними. Поэтому, когда дети приходят в детский сад, им уже не интересно рассматривать просто картинки и играть с обычными игрушками. В настоящее время очень актуальна система STEM – образования, она полностью отвечает запросам государственной политики в сфере образования РФ. В связи с этим важно построить свои занятия на использовании «WOW-эффекта». Для этого я создаю условия, чтобы приобщить детей к научно – техническому творчеству, познавательно исследовательской деятельности через внедрение в образовательный процесс « Детской универсальной STEAM- лаборатории» автора Беляк Е.А. Как STEАM-лаборатория помогает ДОУ? - сокращает в 2 раза время подготовки к занятиям; -полностью реализует программу STEM- образования в саду; -развивает творческие способности детей легко и быстро; -повышает успеваемость в группе; -позволяет эффективно работать с разновозрастными группами. Цель внедрения «Детской универсальной STEAM-лаборатории»: дать дошкольникам современное, конкурентоспособное образование и профориентацию в рамках реализации учебно-методического пособия «Детская универсальная STEAM-лаборатория» на основе новейших исследований в области возрастной пластичности мозга детей, особенностей цифрового мира, с учетом кадровых приоритетов в области военной и космической инженерии, систем кибербезопасности, и с опорой на отечественный опыт дошкольной педагогики. Задачи: Образовательные: 1. Знакомство детей с ключевыми понятиями программирования. 2.Обучение планированию процесса создания собственного проекта и совместного проекта. 3. Формирование понимания определяющей роли человека в создании и управлении роботом Развивающие: 1.Развивитие наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, воображения, памяти. 2.Развивитие целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольника, уверенности ребёнка в собственных силах 3. Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением. 4.Формирование интереса изготавливать несложные конструкции и программы по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу, инструкции, условиям, по модели. Воспитательные: 1.Воспитание внимания, аккуратности, целеустремленности, усидчивости, организационно - волевых качеств личности: терпения, воли, самоконтроля. 2. Совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей. На основе учебно – методического пособия « Детская универсальная STEАM-лаборатория» автора Беляк Екатерины Александровны, мною была разработана дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Познавательное развитие с использованием «Детской универсальной STEАM- лаборатории». По данной программе я работаю второй год. Могу с уверенностью сказать, что дети с лёгкостью могут самостоятельно применить усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. Дети с удовольствием и интересом приходят на занятия, они их модернизируют и привносят свои изменения, делают критические замечания. Так как занятия построены по принципу « от простого к сложному»,есть три главных стратегических направления: -построение на основе математической логики; -реализация серии междисциплинарных проектов; -сюжетно-ролевые формы изучения материала. Весь материал в целом охватывает большинство сфер жизнедеятельности современного человека и основные перспективные направлении. Есть главный герой всего пособия, вокруг которого сформированы сюжетные линии занятий и которому делегированы функции обучения – космический робот Микибот. Всё это позволяет максимально задействовать возможности детей и уже за один учебный год сформировать у них мощную базу для дальнейшего развития по широкому спектру направлений. Порядок реализации программ: Все программы, кроме « Основы чтения», реализуются последовательно: 1.Основы программирования; 2.Основы математики и теории вероятности; 3.Основы картографии и астрономии» 4.Основы криптографии. « Основы чтения» проводится параллельно с первыми тремя. У детей развивается фотографическая память и логическое мышление с помощью принципа «нарастающих трудностей», формирование навыка дифференциации слов и букв. Программа состоит из 2 частей: 1 часть- распознавание слова. Основной метод – запоминание слов русского языка (104 слова). Занятия проводятся ежедневно по 7 минут в 4 этапа: 1,1,2 и 3 минуты. 1 минута « презенташки»(до завтрака)- педагог показывает слово с картинкой , называет его. Дети повторяют слово за педагогом. 1 минута после завтрака « разминашки»- педагог показывает слово с картинкой. Дети называют слово. 2 минуты перед обедом «закрепляшки» -педагог показывает слово без картинки. Дети называют слово. З минуты перед/после полдника «поиграшки» - педагог выбирает несколько ранее изученных слов, раскладывает отобранные слова перед детьми(стороной без картинок)вместе с изучаемыми на текущей неделе. Всего 10 слов. Педагог просит поочерёдно находить детей слова. Первое с чем знакомятся дети - это «Основы программирования». Какие понятия и навыки освоены на этом этапе: -управление роботом, составление последовательности действий; - программирование: пошаговое, последовательности действий, цикла/цикла в цикле, с условием выбора; -целеполагание, поиск решений, анализ результатов, поиск альтернативных вариантов решения; -синтез творческого и инженерного мышления; -самостоятельное принятие решения и совместная деятельность. Необходимо обратить важное внимание на то, что у робота нужно сбрасывать программу (очищать память) перед внесением новой программы. Исключение – дополнение старой программы (уже внесённой) новыми командами. Ребята должны почувствовать руководящую роль по отношению к роботу, свой «высокий уровень» осведомлённости в устройстве жизни человека и закономерность возможных ошибок. Родители в рамках реализации «основ программирования» могут выступать в качестве благодарных зрителей «наших» достижений (выставки и т.п.), которые не стесняются высказывать своё искреннее восхищение творческим работам детей. Задача педагога – подсказать родителям не скрывать своего восхищения. Освоив программирование, мы переходим на следующий этап – это «основы математики и теории вероятности». Какие навыки и компетенции приобретаем? -распознавание геометрических фигур, сложение, вычитание, сравнение чисел, построение последовательности чисел: возрастающей/убывающей; -программирование выбора цвета, геометрической фигуры, числа большего/меньшего, ближнего/дальнего предмета. Программирование с ограниченным выбором; -проведение исследований вероятности события, определение всех возможных вариантов, с большей вероятностью подходящих для заданных условиях. Немаловажное значение имеет сотрудничество с родителями. Я предложила детям устроить экзамены для родителей, например « Второй раз - в первый класс!» Пусть дети проведут ряд игр из программы в качестве конкурсов для родителей. Положительные эмоции и прекрасная мотивация к изучению математики вам гарантированы (а также огромна благодарность, уважение и гордость родителей). Для закрепления пройденного материала детям было предложено организовать свободное занятие для средней группы, где они смогут выступить в роли учителей. Это очень полезно на только дл закрепления тем, но и для внутреннего роста детей. Учитывая особую важность развития пространственного мышления, а также перспективную востребованность картографии и астрономии, детям предлагается следующая программа «основы картографии и астрономии», где сделан тематический акцент не только на «обучение»робота, но и на образ человека как «жителя вселенной». Какие навыки и компетенции дети приобретают? - определение положения предметов в пространстве относительно объекта, чтение детских карт, распознавание условных обозначений, масштабирование, изучение местности, копирование и составление карты, прокладывание маршрута; -определение планет Солнечной системы, практического освоения космоса; -создание инженерных проектов; -программирование серии последовательных заданий; -проведение исследований по изучению массы, веса, давления, принципа реактивного движения, свойств оптических иллюзий, инерции, гравитации, амортизации, превращения энергии кинетической и потенциальной). Основной задачей по взаимодействию с родителями – посещение выставок достижений детей, можно провести путешествие по садику или группе, используя карты садика, составленные ребятами. Наиболее «незнакомая» для всех программа «основы криптографии». Здесь аккумулировано наибольшее количество STEAM-проектов, много творческих проектов. Акцент на практику позволил детям максимально себя реализовать, апробировать все полученные знания и навыки, через реализацию проектов познавать новую информацию. Какие навыки и компетенции дети приобретают? -распознавание данных/информации, кодирование/раскодирование объектов, кодирование/шифрование, симметричное/ассиметричное шифрование; -шифрование/дешифрование объектов шифром замены, сдвига с помощью зеркала, книги, решётки Кордано, дешифрование двойного шифрования; -проведение исследования с отпечатками пальцев, симпатическими чернилами, исследований по изучению строении человеческого уха, движения звуковой волны, свойств рёбер жёсткости, распределения давления, разложения света, работы кинопроектора, цепной реакции. В программе «основы криптографии» запланировано несколько обращений к родителям, например, передача шифровок. Моно использовать множество проектов для подключения родителей (передавать записки с пляшущими человечками и шифры к ним и т.д.). Внедрение «Детской универсальной STEAM-лаборатории» в ДОУ позволит: - Реализовать поручение Президента РФ В.В. Путина по увеличению к 2020 году количество детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам. - Выполнить рекомендации Российской Академии Образования о создании образовательной экосистемы к 2024 г., включив детские сады Российской Федерации в систему образования в качестве полномасштабного субъекта. - Охватить дополнительными образовательными занятиями детей в возрасте 5-6 лет. - Во исполнение поручения Президента РФ в послании к Федеральному Собранию 2018 г. (о профориентации, в том числе ранней), подготовить следующее поколение экспертов в области науки, технологий, инженерии, математики, языка и анализа, специалистов по кибербезопасности, картографии, астрономии.
Список литературы: 1.Астраномия для детей. ( электронный ресурс ) htpps://kosmokid.ru 2. Беляк Е. А. - Учебно- методическое пособие « Детская универсальная STEAM-лаборатория» авторская программа по направлению Bebbyskills для детей 4-8 лет.- Ростов – на –Дону 2019 – 470с. 3. Белошистая А.В. Понятия и представления в обучении математике дошкольников: способы определения понятий//Дошкольное воспитание. 2016. № . с. 49-53. 3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 400с. 4. Дыбина О.В., Пенькова Л.А. Моделирование развивающей предетно – пространственной среды в детском саду. ФГОС/ Под ред. О.В. Дыбиной. М.: ТЦ Сфера, 2015г. – 128 с. 6. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. интеграция в воспитательно – образовательной деятельности детского сада/Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика – синтез, 2014. –160 с. 7. Теория вероятности для малышей/ материалы портала «Научная Россия». 26 августа 2014г. ( электронный ресурс ) htpps://scientificrussia.ru/articles/teorija-verojatnosti-dlja-malyshej
10 февраля 2023 в 17:55
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.