Воспитатель МБОУ « Ленинской средней школы №47», Кондратьева Ксения Вадимовна

Мастер-класс для педагогов

                                 Мастер – класс для педагогов

     «  Детская универсальная STEAM- лаборатория» автора Беляк Е.А.

 

 

 

 

                                                                      Подготовила: Кондратьева К.В.

                                                                       воспитатель высшей

                                                                      квалификационной категории

                                               с. Ленинское

                                                  2022 год

Цель: знакомство педагогов с детской универсальной STEAM-лабораторией, принципами работы с ней.

Задачи: формировать представления о курсе программы «Детская универсальная STEAM-лаборатория; показать на практике использование программирования робота.

Материалы и оборудование: проектор, робот Микибот, карточки – стрелки, сборное синее поле с препятствиями, жёлтый конструктор  для робота- мышки ( далее – сыр), карточка – лабиринт ( 1 –ый уровень сложности),

Демонстрационный материал: презентация « Детская универсальная STEAM- лаборатория», карточки  Глена Домана.

Ход мастер-класса:

1 слайд.

Воспитатель – это не профессор у кафедры перед аудиторией, а гид на познавательной экскурсии.

На занятиях в рамках пособия отдается многое на выбор детей, на их самостоятельные решения. Знакомство с объектами или задачами, обсуждение, анализ, выбор решения, воплощение идей, усовершенствование результатов и всё остальное – через интерактивные технологии, междисциплинарный подход и игры: вот основные  подходы в организации занятий по всем направлениям программы.

Любой, кто перестаёт учиться, стареет, и неважно, сколько ему лет: двадцать или восемьдесят. Любой, кто продолжает учиться, остаётся молодым.

Генри Форд

2-3 слайд

Предлагаю познакомиться поближе с программами « Детской универсальной STEAM-лаборатории»: программы нацелены на максимальное использование уникального возрастного потенциала дошкольников, направляя его на развитие определённых компетенций и подготовку будущей интеллектуальной элиты: учёных, инженеров, картографов, программистов, шифровальщиков, логистов, аналитиков и др.

4-5 слайд

Программы построены по принципу « от простого – к сложному», связаны игровой сюжетной линией и опираются на предыдущий материал.

6 слайд

Первая интегрированная программа – основы чтения, которая  состоит из двух частей:

1 часть – распознаём слова. Реализуется параллельно с программами « Основы программирования», « Основы математики и теории вероятности», « Основы картографии и астрономии». Основной метод – запоминание слов русского языка (104 слова) на основе фотографической памяти детей. Занятия проводятся ежедневно по 7 минут: до завтрака 1 мин (воспитатель показывает слово с картинкой, называет его. Дети повторяют слово за воспитателем), после завтрака 1 мин. (воспитатель показывает слово с картинкой, дети называют его), пред обедом-2 мин. (воспитатель показывает слово без картинки, дети называют слово.

2 часть – изучаем алфавит. Данная часть программы отдельно не проводится. Она интегрирована в программу « Основы криптографии». Основной метод – изучение алфавита путём идентификации букв в изученных ранее словах в рамках программы « Основы криптографии».

7-8 слайд

Вторая программа « Основы программирования». Строится она на основе игровой легенды ознакомления гостя – робота с людьми, их жизнью через реализацию серии проектов, в которых дети выступают в роли «учителей»по отношению к роботу. На данном этапе дети получают такие навыки как: управление роботом, составление последовательности действий; программирование, целеполагание, поиск решений, анализ результатов, синтез творческого и инженерного мышления; самостоятельное принятие решения и совместная деятельность.

9-10 слайд

Мы с детьми завершили данную программу и начали изучать третью программу « Основы математики и теории вероятности».

Это самая насыщенная образовательными играми программа, Изучая данную программу дети учатся распознавать геометрические  фигуры, цвет первичный/вторичный, больше/меньше, числа от 0 до 10, чётные/нечётные, сложение/вычитание, последовательность по возрастанию/убыванию; программировать робота на выбор цвета, геометрической фигуры, программировать с ограниченным выбором; проводить исследования вероятности событий, определять все возможные варианты, с большей вероятностью подходящих заданных условий.

11-12 слайд

Четвёртая  программа « Основы картографии и астрономии». Учитывая особую важность развития пространственного мышления, а также перспективную востребованность картографии и астрономии, в этой программе сделан акцент не только на «обучение» робота, но и на образ человека как «жителя вселенной» . Дети приобретают такие навыки как: определение положения предметов в пространстве относительно объекта, чтение детских карт, распознавание условных обозначений, масштабирование, изучение местности, копирование и составление карты, прокладывание маршрута; определение планет Солнечной системы, программирование серии последовательных заданий; проведение исследований по изучению массы, веса, давления, принципа реактивного движения, свойств оптических иллюзий, инерции, гравитации, амортизации, превращение энергии ( кинетической и потенциальной).

13-14 слайд

И последняя, пятая программа « Основы криптографии». Наиболее « незнакомая» программа. Здесь аккумлировано наибольшее количество захватывающих STEM-проектов.  Акцент на практику позволит детям максимально реализовать себя, апробировать все полученные ранее знания и навыки, через реализацию проектов познавать новую информацию. В  данной программе дети получат навыки: распознавание данных/информации, кодирование/раскодирование объектов, шифрование  шифром замены, сдвига, с помощью зеркала, книги, решётки Кардано, проведение исследование с отпечатками пальцев, симпатическими чернилами, исследований по изучению строения человеческого уха, движения звуковой волны, свойств рёбер  жёсткости, распределения давления, разложения света, работы кинопроектора, цепной реакции.

15слайд

Говоря о значении программы « Детская универсальная STEM-лабортория» необходимо выделить следующее:

 - Основное направление пособия познание основ цифрового мира, развитие творчества, креативности и любознательности;

 - Формирование у дошкольников основ технического и научного мышления;

 - Реализация новой конструкции взаимодействия ребенок-воспитатель; 

-  Привлечение родителей к процессу обучения дошкольников значительно обогащает педагогический процесс. В программе запланировано несколько обращений к родителям, например, передача шифровок. Можно использовать множество проектов для подключения родителей ( передавать записки с пляшущими человечками и шифрами к ним и т.д.).

16 слайд

Теперь перейдём непосредственно к практике. Сегодня я покажу  вам  как  работаю с детьми по данной программе. Занятие называется « Микибот хочет кушать.

- Наш робот очень много трудился и заслужил лакомство, которое любят все мышки на планете. Какое это лакомство?

-Сыр!

- Как мы можем это сделать?

- Можно просто поставить сыр перед роботом, он сам к нему придёт. Но это не очень интересно. Мышки на нашей планете умные – учёные много с ним  занимаются, изучают, обучают. Перед мышкой ставят задачу, например, найти выход из лабиринта. Если она его находит, то получает в награду сыр! Посмотрим, сможет ли наш Микибот тоже найти выход из непростой ситуации, из забавного лабиринта. У нас есть составные части для построения лабиринта для Микибота и есть карточка-лабиринт. По нему мы можем построить лабиринт для робота.

Продемонстрировать:

- карточку-лабиринт, на котором изображена схема лабиринта ( которые нужно построить) и препятствия ( которые нужно поставить);

-сборное поле ( основа для лабиринта) и принцип их сборки;

-препятствие для лабиринта и способ их установки в основу сборного поля;

- сыр для Микибота.

- Сегодня вы научите Микибота проходить лабиринт первого уровня.  Это самый простой уровень.

На карточке- лабиринте с двух сторон изображена схема лабиринта, выбирайте  схему лабиринта, которую будете собирать при помощи сборного поля, установите препятствия в нужных местах, спрячте сыр, как указано на схеме. Установите робота в точке, указанной на схеме; изучите варианты движения робота к сыру. Для облегчения задачи можно рукой прочерчивать траекторию; продумайте  все шаги Микибота от места, где он стоит, до сыра; составьте последовательность движений робота, чтобы он достал сыр, на карточках-стрелках; проверьте , что память робота очищена – нажать желтую круглую кнопку; запрограммируйте  робота согласно составленной последовательности; запустить робота- нажать зелёную круглую кнопку.При необходимости внесите изенения.

- Сегодня вы, как настоящие учёные, проводили эксперименты с мышкой по прохождению лабиринта.

Никогда не ограничивайте полёт фантазии детей!  Конечно, мы знаем, какое решение можно найти для многих задач, но ребята всё равно предложат ещё пару десятков нестандартных вариантов. Пусть сегодня детские идеи могут показаться нам, взрослым и мудрым, фантастическими или абсурдными, завтра. Вполне возможно, именно их идеи будут самыми конструктивными!

18 слайд

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

2bb082885b3da45dd2a92f5caf3238a5.jpg

10 февраля 2023 в 17:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.