Воспитатель МБОУ « Ленинской средней школы №47», Кондратьева Ксения Вадимовна

ННОД « В поисках волшебного сундука»

Название авторской методической разработки

 

Цель

« В поисках волшебного сундука»

развитие пространственного мышления, изучение основ картографии.

Программное содержание (задачи):

познакомить детей с понятиями: карта, картография; развивать пространственные и временные представления и навыки мышления, ориентацию  (расстояние и местоположение); повышать уверенность в собственных силах.

Оборудование и материалы

 

презентация « Карты» ( см. USB- флеш- накопитель, занятие 1), смартфон с Гугл - или Яндекс – картами, пачка спагетти, деревянные кубики, наборы « Дары Фрёбеля» № 7 , № J1 . Пять  частей  карты + инструкция ( карта группы с отменными на ней ориентирами, макеты стрелок), три корзины (на которых приклеены кружочки разного цвета (жёлтый, зеленый, красный)), три  конверта с картинками к заданиям, медали для награждения.

Предварительная работа (указывается при необходимости)

беседы о картах, путешествиях, видах транспорта. Чтение произведений о разных странах, городах.

Организационная часть

Воспитатель сообщает детям, что  стало известно о  спрятанном  кладе.

Воспитатель: Сегодня наш друг Микибот сообщил мне новость, что где- то здесь спрятан сундук с сокровищами. Я его искала, искала, но что-то не нашла. Может, вы мне поможете?

Дети: «Да!»

Воспитатель: Ребята, кто ездил в путешествие на море, за город, к бабушке?

Воспитатель фиксирует несколько ответов детей.

Воспитатель: На чём вы ездили или летали? (на поезде, на машине, на самолёте, на корабле)? Как  попасть в другой город или страну? Во-первых, нужно определить направление того города, куда вы хотите отправиться. Как узнать? Что может нам помочь?

Дети: ( Ответы детей)

Игра « Кому нужна карта?»

Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают.

Вопросы для игры:

- Если ты едешь на машине, зачем тебе карта? Чтобы добраться туда, куда нужно, например, доехать до дома.

- Если ты лётчик и управляешь большим самолётом, зачем  тебе карта? Чтобы прилететь в город, который тебе нужен.

- Если ты капитан и ведёшь большой корабль в море, зачем тебе карта? Чтобы добраться домой и не заблудиться.

- Если ты – знаменитый пират, зачем тебе карта? Чтобы найти сокровища.

- Если ты оказался в незнакомом месте, зачем тебе карта? Чтобы понять, где ты находишься, и выбрать, куда тебе идти.

Основная часть (описание хода работы)

Воспитатель: Посмотрите, что приготовил для нас Микибот.

Дети: Это карта!

 Воспитатель: Верно! А что такое карта и какие карты бывают: одинаковые или разные, большие или маленькие? Узнаем! Ребята, есть целая интересная наука - картография. Картография – наука о том, как исследовать и отобразить всё, то что мы видим, весь наш окружающий мир, на картах! Картографы – это люди, которые создают карты. Как вы думаете, когда появились карты? Когда появились смартфоны?

Дети: ( Ответы детей).

Воспитатель: Нет! Карты люди стали создавать давно, ещё до того, как научились писать. Люди чертили их на стенах в пещерах, в которых они и жили (слайд 1). С тех пор и по сегодняшний день люди  создают и используют карты, чтобы определить место, где они находятся, и найти путь, куда им двигаться. Сегодня в Гугл-  и Яндекс- картах мы можем найти любую часть нашей планеты, любой город, любую улицу и даже любой дом. Причём можно увидеть объёмно, как – будто мы там находимся.

Воспитатель демонстрирует детям Гугл – карты на смартфоне.

Воспитатель: Раньше люди в основном рисовали карты на листе бумаги. Их рисовали, перерисовывали, дополняли, уточняли, исправляли, если на них были ошибки, и старались аккуратно хранить. Сегодня у нас есть только несколько копий настоящих древних карт.

Воспитатель показывает детям презентацию « Карты» (USB- флеш – накопитель, занятие 1).

Воспитатель: Ребята, предлагаю  внимательно рассмотреть  карту, которую для  нас приготовил Микибот ( дети подходят к столу и рассматривают карту). Двигаться мы будем по стрелкам от одного ориентира до другого (карта нарисована на ватмане, в центре домик – от него цветные стрелки под номерами в разные стороны).  Подойдём к ориентиру « домик» и оправимся по стрелке номер (спросить у детей) один. Куда она указывает?

Дети: Она указывает на цветок.

Воспитатель: Предлагаю найти цветок и конверт с заданием( ищем). В этом конверте находится фотография сказочного героя, который предлагает нам задание. Если мы с ним справимся, то сможем получить первую часть карты и отправиться дальше. ( В конверте портрет куклы, который разрезан, дети собирают части).

Воспитатель: Дети, куколка любит украшения, но проказник мышка – робот перегрыз ниточку, и бусы рассыпались. И теперь кукла просит ей помочь. Но сделать это надо правильно – разложить геометрические фигуры согласно карточкам – схемам (Дары Фрёбеля № J1 ). А мальчикам задание посложнее. Нужно собрать кораблик из геометрических фигур по образцу (Дары Фрёбеля № 7 ).

Воспитатель: Молодцы! Вот мы получили первую часть карты. Но, чтобы выполнить следующее задание, мы должны отдохнуть.

Физминутка

 Раз – мы встали, распрямились.

Два – согнулись, наклонились.

Три – руками три хлопка.

А четыре – под бока.

Пять – руками помахать.

Очень любим мы считать!

Воспитатель: Продолжаем путешествие по карте. Следующая стрелка (спросить у детей) под номером 2, которая указывает на картинку с нарисованной лабораторией.

Эксперимент « Волшебные спагетти».

Воспитатель: ребята, вы, наверное, не раз слышали слово « Вселенная». Что это такое? Вселенная – это всё то, что нас окружает. Это наш дом, наш сад, наш город, наша планета, наше небо, наши звёзды, наше солнце (слайд 2). В разное время люди по – разному представляли себе, как выглядит наша планета.  Древние индийцы, например, считали, что Земля плоская, как тарелка, и стоит она, такая большая, со всеми городами, лесами, морями, горами, на спине больших слонов, которые стоят на огромной черепахе ( слайд 3). Учёный Древней Греции, великий математик Пифагор первым предположил, что Земля имеет форму шара. Предлагаю  всем стать настоящими учёными и проверить можно ли удержать что – то большое и тяжёлое чем – то не очень крепким. Например, могут ли обычные спагетти удержать 10 кубиков? Как вы думаете?

Дети: ( Ответы детей)

- Воспитатель берёт по одной несколько спагетти и ломает их, демонстрируя детям, что они ломкие. Даёт детям по несколько спагетти, чтобы они тоже проверили.

-Воспитатель строит с детьми основу для эксперимента: кладёт по несколько деревянных кубиков в 2 группы- с одной стороны и с другой стороны.

- Затем на 2 основы положить полпачки спагетти таки образом, чтобы середина всех спагетти была не весу, а на кубики по краям они только опирались. Затем кубиками сверху прижать спагетти в местах их опоры на нижние кубики.

- Затем дети аккуратно выкладывают кубики поверх спагетти, строя пирамиду.

Воспитатель: Когда мы воздействуем на одну спагетти, то вся сила, которую к ней применяем, её ломает. В пирамиде вес кубиков равномерно распределяется по спагетти, поэтому сильного давления на каждую спагетти уже нет.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы снова справились с заданием! Получают вторую часть карты. Следующая стрелка под номером (спросить у детей) три (она указывает на фрукты и овощи). Дети ищут, где в группе лежат фрукты и овощи, находят конверт со следующим заданием.

Воспитатель: Предлагаю собрать  картинку. Посмотрите и скажите: кто это?

Дети: Коза!

Воспитатель: Правильно! А почему она расстроена? Что лежит рядом?

Дети: Корзинки. Она рассыпала овощи и фрукты.

Воспитатель: Козочка шла домой с базара и рассыпала свои покупки.  Может поможем ей разложить продукты в три корзинки, по цветам. В корзинку с красным кругом – фрукты и овощи красного цвета, в корзинку с жёлтым кругом -  фрукты и овощи жёлтого цвета, в корзинку с зелёным кругом – фрукты и овощи зелёного цвета.

Воспитатель: Молодцы! Вручает третью часть карты. Ваши глазки не устали? Может сделаем для них зарядку?

 Дети: Да!

Гимнастика для глаз « Глазки» (музыкальное сопровождение)

Глазки влево,( повернуть глаза в левую сторону)

Глазки вправо, (повернуть глаза в правую сторону)

Вверх и вниз (поднять глаза вверх, опустить глаза)

И всё сначала.

Воспитатель: Теперь можем продолжать наше путешествие. Под каким номером следующая стрелка

( спросить у детей) номер четыре. Куда она указывает?

Дети: В книжный уголок (Дети идут к книжному уголку и находят там конверт с заданием).

Воспитатель: Ребята, нам необходимо расшифровать телеграммы сказочных персонажей и назвать сказку:

1.  «Спасите! Нас съел серый волк…» (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

2. «Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко…» (мышка из сказки «Курочка-ряба»)

3. «Дорогие гости! Помогите! Паука злодея зарубите…» (Муха-Цокотуха)

4. «Прибыть на ваш остров не могу, от меня убежали брюки…» (грязнули из «Мойдодыра»)

5. «Очень устала, так как была в гостях у медведей…..» (Маша из сказки «Три медведя»)

6. «Иду к больной бабушке по лесу и несу пирожки и горшочек с маслом… (Красная шапочка)

Воспитатель: Вот молодцы! Вы были очень сообразительны и внимательны! – Осталась последняя стрелка с заданием под номером ( спросить у детей) пять. И куда же она нас отправляет?

Дети: Это сундук!

Воспитатель: Но где же может быть спрятан сундук?(  Дети ищут сундук и находят, но открыть его не могут)

Воспитатель: Да сундучок, видимо, волшебный. И чтобы его открыть, надо хорошо уметь считать. Вы умеете хорошо считать?

Дети: Да!

Вопросы к заданию:

- Сколько пальцев на правой руке?

Сколько глаз у светофора?

Сколько носов у двух собак?

Сколько хвостов  двух котов?

Воспитатель: Молодцы! Микибот мне подсказывает, что ключик можно найти, если посмотреть внимательно на сундучок. А вот и волшебный ключик (ключик заранее приклеить на донышко сундучка). Поздравляю! Получайте, ребята, последний недостающий кусок карты. Предлагаю  её собрать  и отправить нашего друга Микибота на поиски клада.

Дети собирают карту, воспитатель проверяет правильность.

Воспитатель: Ребята, карта готова, но как Микибот доберётся до клада?

Дети: Мы должны его запрограммировать с помощью карточек- стрелок.

Дети составляют программу с помощью карточек- стрелок, программируют робота. Проверяют вместе с воспитателем правильность выполнения действий.

Заключительная часть

 

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие! Ребята, вам понравилось? А что вам понравилось больше всего?

 ( Ответы детей) Вы сегодня были очень активными, внимательными, отлично справились с заданиями. За это мы вам вместе с Микиботом хотим вручить медали.

Методические рекомендации автора (чёткие и краткие инструкции или советы автора тем, кто будет реализовывать данную методическую разработку)





fec0982643c4e39eeff755e2950b1569.jpg

158b7fb37d34713b3733f3c03a82d5fb.jpg

e7f36d9c68b788d8ba2c963044a52ce1.jpg

0a36c9373321580126c29d32906cf08f.jpg

Рекомендую разделить детей на несколько подгрупп для выполнения заданий. Поддержите расширение масштабности мышления  детей. Кроме того, именно в этой разработке дети смогут максимально проявить соё творческо – техническое мышление, поэтому  для воспитателя  важно самому войти в образ путешественника по картам.



9 февраля 2023 в 18:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.