|
Программа дополнительного образования «STEAM-лаборатория»
АДМИНИСТРАЦИЯ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЛЕНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 47»
СОГЛАСОВАНО
Протокол педагогического совета №_____
от _________________ |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ
«Ленинская школа №47» Кузьмичева З.Л.__________
приказ № ___ от ___________
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Подвид программы: разноуровневая, уровень: стартовый
Познавательное развитие с использованием «Детской универсальной STEM- лаборатории»
автора Беляк Е.А. (рассчитана для детей с ОВЗ)
Возраст детей - 5-7 лет
Срок реализации - 2 года
Автор - составитель:
Кондратьева К.В.,
педагог дополнительного образования
сЛенинское, 2022
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора ОУ по НМР (УВР)
(методист) ____________/Ф.И.О.__________
«___»_______________202__г.
Лист изменений в программе на 2022г.
№ |
Разделы программы |
Внесённые изменения |
1 |
Пояснительная записка |
Сопровождение детей с ОВЗ |
2 |
УП и содержание программы |
|
3 |
Календарный учебный график |
|
4 |
Условия реализации программы |
|
5 |
Формы аттестации. Оценочные материалы. |
|
6 |
Методическое обеспечение. |
|
7 |
Список литературы. |
|
Содержание
Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы.
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель, задачи
1.3 Учебный план
1.4 Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий.
2.1 Календарно – учебный график
2.2 Организация образовательного процесса
2.3 Условия реализации программы
2.4 Формы аттестации
2.5 Оценочные материалы
2.6 Методические материалы
2.7. Рабочая программа воспитания
Список литературы
Приложения
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
1. Конституция Российской Федерации от12 декабря 1993 года.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155.
3. Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000N 751).
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г. № 26.
5. Приказ об утверждении «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30 августа 2013 года № 1014.
6. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 0 Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
7. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
8.Федеральный закон от 30.04.2021 г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ-127);
9..Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
10.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением правительства РФ от 31.03.2022 № 678) (далее - Концепция);
11.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
13.Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
14.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
15.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее- Целевая модель);
16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
1.06.2012 № 761).
Направленность программы: техническая.
Актуальность программы нацелена на максимальное использование возрастного потенциала дошкольников, направлена на его развитие определённых компетенций и подготовку будущей интеллектуальной элиты; учёных, инженеров, картографов, программистов, шифровальщиков, логистов, аналитиков и т.д.
Дополнительная общеразвивающая программа «Познавательное развитие с использованием STEM – лаборатории», направлена и ориентирована на реализацию интересов детей в сфере программирования и робототехники, проведение ранней профориентации дошкольников по профессиям: инженер, программист, учёный, строитель, дизайнер. Данное направление является отличным инструментом для интеллектуального развития детей, позволяет сочетать образование и воспитание, дает возможность проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
Курс программы предназначен для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников ДОУ и детей с ОВЗ целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов в окружающем мире. Она поможет детям открыть себя наиболее полно, создаст условия для динамики творческого роста и будет поддерживать пытливое стремление ребенка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях.
Реализация данного курса позволяет познакомить дошкольников с ключевыми понятиями программирования; формирования у дошкольника базовых навыков в области программирования и робототехники; развитие фотографической памяти.
Содержание программы реализуется в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, на основе моделирования образовательных ситуаций, посредством интеграции всех образовательных областей.
Региональный компонент программы интегрирован в совместную, самостоятельную и индивидуальную деятельность детей и детей с ОВЗ, что позволяет соединить образовательную деятельность с современными событиями, происходящими в ближайшем окружении детского сада, села, включать воспитанников в решение проблем окружающей действительности и тем самым формировать любовь к своему краю, своей Родине.
Основой образовательной деятельности с использованием –STEM-лаборатории является игра – ведущий вид детской деятельности. «Робот - Микибот» позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
Совместная деятельность педагога и детей, в том числе детей с ОВЗ, по программированию направлена в первую очередь на развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом.
Направление робототехника и программирование имеет далеко идущие перспективы развития, так как при изучении её основ, необходимо использовать знания ряда общеобразовательных предметов, таких как математика, физика, информационные технологии, окружающий мир не только в дошкольном возрасте, но и в начальной школе. То есть робототехника встраивается в образовательное пространство не только школы, но и уже начиная с детского сада. Изучение и понимание технологии, знание законов техники, позволит выпускнику детского сада, в том числе детям с ОВЗ соответствовать запросам времени и найти своё место в современной жизни. Программирование позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.
Программа нацеливает педагогов воспитывать в каждом ребенке, а особенно с ОВЗ, не исполнителя, а творца. Поэтому необходимо учитывать, что создание программ не должно быть самоцелью. Это, прежде всего – средство развития творческих способностей.
Новизна программы.
Новизна программы выражается в введение дошкольника программирования и робототехники; ориентирование навыков восприятия информации с помощью зрительных и слуховых анализаторов; введение дошкольника в основы математики и теории вероятности; развитие пространственного мышления, изучения основ картографии, базовой астрономии; формирование базовых понятий и навыков в криптографии.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Развитие способностей к программированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального, а значит, способствует развитию индивидуальности личности ребёнка, умению эффективно работать вместе, в команде. В непринуждённой игре дети легко и всестороннее развиваются, у них вырабатывается познавательный интерес, креативность, наблюдательность, что способствует выявлению и развитию задатков одарённости. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами и моделями, формируется логическое, проектное мышление.
Адресант программы:
Возраст детей: Дополнительная общеразвивающая программа адресована для детей 5-7 лет.
Срок реализации программы рассчитан на 2 года обучения с учетом возрастных особенностей детей (5-6 лет; 6-7 лет).
На весь период обучения запланировано следующее количество занятий:
Первый год обучения (5-6 лет) – 66 занятий в год (2 раза в неделю).
Второй год обучения (6-7 ) – 66 занятий в год ( 2 раза в неделю).
Форма обучения – очная.
Психофизические особенности детей 5-6 лет
Старший дошкольный возраст является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. В пятилетнем возрасте активно развиваются познавательная и интеллектуальная сферы. И чем лучше развиты внимание, восприятие, мышление, память, воображение, тем лучше и быстрее развивается ребенок, тем, соответственно, лучше он будет готов к школе. В непринуждённой игре дети легко и всестороннее развиваются, у них вырабатывается познавательный интерес, креативность, наблюдательность, что способствует выявлению и развитию задатков одарённости. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами и моделями, формируется логическое, проектное мышление.
Психофизические особенности детей 6-7 лет
Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. В этом возрасте дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Дети с ОВЗ имеют особенности развития, но закономерности прохождения этапа дошкольного детства будут те же, что и у детей без ОВЗ, и, соответственно, ориентиры – те же, однако проживание дошкольного этапа может не укладываться в паспортный возраст и отличаться рядом особенностей, специфичных для каждой категории детей с ОВЗ. Поэтому большое внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому ребёнку.
Уровень программы
Уровень программы – стартовый. Освоение программного материала данного уровня предполагает введение дошкольника в основы программирования и робототехники. Данная программа знакомит детей, в том числе детей с ОВЗ, с основами программирования, дети учатся программировать робота, составлять последовательность действий; читать детские карты, распознавать условные обозначения, масштабировать и составлять карты; определять планеты Солнечной системы, создавать инженерные проекты, проводить исследования по изучению массы, веса, давления, принципа реактивного движения; распознавать данные/информацию, кадрировать/шифровать.
Особенности организации образовательного процесса:
-формы реализации образовательной программы – традиционная;
- организационные формы обучения: занятия проводятся в количестве 10 человек. Группы формируются из обучающихся одного возраста. Состав группы обучающихся – постоянный.
Режим занятий:
Занятия проводятся в рамках проектной деятельности один раз в неделю во второй половине дня в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, возрастом воспитанников, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, утвержд нных руководителем образовательной организации.
Дети 5-6 лет- 25 мин.
Дети 6-7 лет – 30 мин.
На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты программирования, либо представлены задания интеллектуального плана. Совместная деятельность педагога и детей по программированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала. Занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом, открывают большие возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль.
По итогам работы каждого раздела оформляется выставка детских работ, в форме проектов, которую могут посетить дошкольники, родители и педагоги.
1.2 Цель, задачи
Цель программы: дать дошкольникам, в том числе детям с ОВЗ современное, конкурентоспособное образование и профориентацию в рамках реализации учебно-методического пособия «Детская универсальная STEAM-лаборатория» на основе новейших исследований в области возрастной пластичности мозга детей, особенностей цифрового мира, с учетом
кадровых приоритетов в области военной и космической инженерии, систем кибербезопасности, и с опорой на отечественный опыт дошкольной педагогики.
Задачи программы:
Предметные:
1. Знакомство детей и детей с ОВЗ с ключевыми понятиями программирования.
2.Обучение планированию процесса создания собственного проекта и совместного проекта.
3. Формирование понимания определяющей роли человека в создании и управлении роботом.
Метапредметные:
1.Развивитие наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, воображения, памяти.
2.Развивитие целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольника и детей с ОВЗ, уверенности ребёнка в собственных силах
3. Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
4.Формирование интереса изготавливать несложные конструкции и программы по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу, инструкции, условиям, по модели.
Личностные:
1.Воспитание внимания, аккуратности, целеустремленности, усидчивости, организационно - волевых качеств личности: терпения, воли, самоконтроля.
2. Совершенствование коммуникативных навыков детей и детей с ОВЗ при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
1.3 Содержание программы
Содержание программы «Познавательное развитие с использованием
STEM-лаборатории (5-6 лет)
Учебный план
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы промежуточной аттестации/контроля |
|
|
Всего |
Теория |
Практика |
|
1 |
Роботы- кто это? |
25 мин. |
5 мин.
Познакомить с терминами: робот, программист, команда, программа. Определить роль роботов в жизни человека. Сформировать навык задания команд и проверки их выполнения. Способствовать формированию понимания определяющей роли человека в создании и управлении роботом. |
20 мин.
Игра « Я робот». |
Педагог рисует на листе ватмана суперробота, советуясь с детьми. Воспитатель отмечает активных детей и их лучшие инициативы. |
2 |
Кто ты, Микибот? |
25 мин. |
1 мин.
Закрепить термины: робот, программист, команда, программа. Познакомить с принципом работы робота. |
24 мин.
Игра « Команда». |
Предстаить с детьми, как выглядит планета, где живут мышки, прислашие Микибота. Дети риссуют планету Микибота, воспитатель отмечает актиных детей и лучшие работы. |
3 |
Что ты можешь Микибот? |
25 мин. |
2 мин.
Познакомить с понятиями: последовательность действий, алгоритм. Способствовать формированию навыка анализа последовательности действий, навыка создания программы для робота. |
23 мин.
Игра « Я хочу - я делаю». Дать детям возможность самостоятельно выбрать игрушку для участия в занятии. Поставить задачу: робот должен дойти до игрушки, составить программу для выполнения роботом поставленной задачи. |
Рисование картин детьми
« Мой помощник Микибот», на которых нужно изобразить, какие ещё задачи может ыполнить задачи для людей. |
4 |
Микибот, знакомься, это я ! |
25 мин. |
3 мин.
Закрепить понятия « последовательность действий», « алгоритм», « верно», « неверно». Познакомить с числами 0 и 1. Закрепить навыки создания простейшего алгоритма: программирования последовательности действий для робота. Развивать умение детей работать в группе сверстников. |
22 мин.
Игра « Верно – неверно!» , игра « Один замечательный ребёнок!» |
Педагог рисует на листе ватмана робота – мышку, затем ставит ёмкости с жидкими красками для ладошек, и дети поочерёдно окунают ручки в краски и ставят отпечатки на свободные места вокруг нарисованного робота. Педагог отмечает успехи детей и вывешивает памятное изображение для просмотра родителями. |
5 |
Микибот гуляет по городу. |
25 мин. |
3 мин.
Закрепить понятии: число1, число 0. Познакомить с числом 2. Способствовать формированию навыка целеполагания, программирования, критического анализа. Развивать коммуникативные способности детей. |
22 мин.
Проект « Город». |
Провести с детьми обсуждение о пользе роботов городе. |
6 |
Микибот за городом. |
25 мин. |
3 мин.
Познакомить с числом 3. Закрепить формирование навыка целеполагания, программирования, критического анализа. Формировать навыки систематизации. |
22 мин.
Проект «Деревня». |
Провести с детьми обсуждение о пользе роботов в деревне. |
7 |
Микибот на рыбалке. |
25 мин. |
3 мин.
Познакомить с числом 4, понятиями: цикл, цикличность, тест, тестирование. Получить навыки составления циклов действий. Воспитывать навык концентрации внимания. |
22 мин.
Проект « Рыбалка» |
Вопрос для обсуждения:
« Кто ещё найдёт циклы вокруг нас?» Педагог отмечает успехи детей по программированию робота и отмечает значимые примеры циклов. |
8 |
Вечеринка с Микиботом. |
25 мин. |
3 мин.
Закрепить понятия: 0, 1, 2, 3, 4, цикл, цикличность, тест, тестирование. Изучить число 5. Создать программы для новых целей и задач. Повышать мотивацию к обучению путём создания эмоционально – комфортной среды для занятия программированием. |
22 мин.
Игра « Танцуем с Микиботом». |
Вопрос для обсуждения: «Как вы думаете, чем ещё могут быть полезны роботы на празднике?» |
ноябрь
9 |
Микибот на конкурсе талантов. |
25 мин. |
1 мин.
Закрепить понятия: числа 0,1, 2, 3,4,5., цикл, алгоритм, цикл в цикле. Познакомить с числом 6. Создать усложнённые программы. Укреплять навыки работы в команде, опыт соревнования. |
24 мин.
Проект « Конкурс». |
Варианты вопросов для обсуждения с детьми:
« Какие танцы были запрограммированы правильно, согласно условию конкурса?»
« Какие танцы были самыми интересными?»
« Что будет, если совместить все программы вместе в одну и запрограммировать робота?» |
10 |
Микибот готовит праздник! |
25 мин. |
5 мин.
Закрепить понятия: числа 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, цикл в цикле, условие, выбор. Познакомить с числом 7. Изучить возможность выбора «конструкция если.., то..». Формировать навыки коммуникации. |
20 мин.
Игра « Ты мой друг», проект
« Праздник». |
Педагог приглашает детей на праздник к Микиботу, включает музыку, все танцуют. |
11 |
Микибот учит цифры |
25 мин. |
5 мин.
Дети совместно с воспитателем повторяют все числа от 0 до 7. Воспитатель называет число, а дети набирают из лежащих перед ними кубиков необходимое количество, которое соответствует названному числу. |
20 мин.
Под руководством воспитателя дети проводят экзамен для Микибота: из карточек с цифрами от 0 до 7 дети случайным образом ( карточки перевёрнуты) выбирают одну карточку и объявляют написанное не ней число. Это задание для Микибота. Дети рассчитывают, сколько шагов робот должен сделать, чтобы дойти до объявленного числа, программируют Микибота и запускают его. |
Каждый ребёнок выбирает себе цифру, которая ему больше понравилась, рисует, на что она похожа, или просто украшает её. |
12 |
Микибот хочет кушать. |
25 мин. |
3 мин.
Беседа с детьми о лакомстве мышки- сыре. Из его можно сделать сыр? |
22 мин.
Дать детям выбрать случайным образом карточку – лабиринт и схему к ней; при помощи воспитателя построить лабиринт по выбранной схеме из сборного пол; установить препятствия в нужных местах
( если они есть на схеме); спрятать сыр, как указано на схеме. Запрограммировать Микибота. |
Обсуждение с детьми, какие варианты питания есть для робота. Варианты питания для обсуждения: солнечные батареи, батарейки, электричество. |
13 |
Микибот ленится |
25 мин. |
3 мин.
Познакомить с понятиями: альтернативное решение, оптимизировать. Сформировать умения определять задачу, находить её решение, менять условие задачи, менять решение задачи. Программировать движение по лабиринту. Способствовать формированию логического мышления, умение не боятся совершить ошибку, оптимистичного подхода к рению задач и изменениям задач, уверенности в своих силах. |
22 мин.
Выбрать случайным образом лабиринт второго уровня. Предложить одному из ребят с закрытыми глазами выбрать карточку – лабиринт ( одну из пяти) и положить ладошку на одну из сторон. Это будет лабиринт дл постройки.
Построить лабиринт из сборных полей и препятствий согласно выбранной карточке. Спрятать сыр согласно схеме лабиринта.
Запрограммировать поиск сыра на карточках – стрелках. Запрограммировать робота согласно алгоритму на карточках- стрелках. Запустить робота. Внести изменения в алгоритм при необходимости. |
Педагог предлагает детям ещё что-нибудь оптимизировать, например, дорогу в садик. |
14 |
Микибот – на старт! |
25 мин. |
2 мин.
Закрепить понятия: альтернативное решение, оптимизации, оптимизировать путь. Закреплять навык определения задачи, поиска решения, оптимизации. Программировать движение по лабиринту. Способствовать формированию логического мышления, навыка позитивно – конструктивного отношения к возможным ошибкам. |
23 мин.
Дать детям случайным образом выбрать карточку – лабиринт уровня. Построить лабиринт согласно выбранной карточке- лабиринту. Спрятать сыр согласно схеме на карточке – лабиринте. Поставить робота на поле согласно карточке –лабиринту. И проверить память, нажать жёлтую круглую кнопку). Создать алгоритм поиска сыра на карточках – стрелках. Запрограммировать робота, запустить робота( нажать на зелёную круглую кнопку). В случае необходимости внести исправлении в алгоритм. Сохранить последовательность карточек – стрелок дл данной программы. Попробовать найти иной путь – альтернативное решение поставленной задачи. Если такого рения нет, необходимо отметить, что для данной задачи есть только одно решение. |
Предложить детям сделать подарок для Микибота. Дети выбирают из чего будут делать подарок: из пластилина сделать поделку, нарисовать картину. |
15 |
Роботы для каждого! |
25 мин. |
3 мин.
Развивать творческий подход к формированию базовых компетенций в робототехнике. Способствовать проецированию занятий в реальную жизнь. Профориентация. Способствовать формированию логического и креативного мышления. |
22 мин.
Проект « Нужный робот».Цель проекта: реализация самостоятельной творческой деятельности детей. |
Выставка проектов роботов « Роботы в профессии». |
16 |
Микибот на тренировке. |
25 мин. |
2 мин.
Закрепить навыки программирования прохождения лабиринтов и смены задач. Способствовать формированию навыков командной работы, усидчивости и концентрации внимания. |
23 мин.
Разделить ребят на две команды, по возможности выделить команды визуально. Соперники случайным образом выбирают друг для друга карточку – лабиринт и схему к ней. Команды строят лабиринты, выбранные для них соперниками, согласно карточкам – лабиринтам. Соперники на чужих полях прут по своему усмотрению. Команды программируют алгоритм поиска сыра от токи старта ( указанной на их схеме) на своих полях с помощью карточек – стрелок. Команды по очереди программируют робота согласно своему алгоритму, а команда соперников отслеживает достигнут ли результат противоположной команды доел ли робот до сыра). И вносит исправлении алгоритм при необходимости. |
Педагог предлагает детям придумать свои собственные лабиринты, которые попробуют пройти родители. |
декабрь
17 |
Микибот на чемпионате! |
25 мин. |
3мин.
Рассказать детям о чемпионате, соревнованиях . |
22 мин.
Педагог выбирает случайным образом одну карточку – лабиринт для всех команд и определяет на ней схему. Команды строят лабиринты, согласно выбранной схеме лабиринта. Педагог прячет сыр во всех лабиринтах на аналогично поле. Команды строят свои алгоритмы дл поиска сыра от точки старта ( указана на схеме) с использованием карточек- стрелок. Далее команды программируют своих роботов ( или одного по очереди), согласно своему алгоритму на карточках –стрелках, не забывая предварительно очистить предварительно память робота ( жёлтая кругла кнопка). Команды по очереди запускают робота для реализации программ. Алгоритмы на карточках-стрелках сохраняют. Педагог проверяет результаты у всех команд и вместе с детьми проводит обсуждение. |
Педагог предлагает детям сделать памятные медали и торжественно их вручить друг другу. |
18 |
Мой робот! |
25 мин. |
3 мин.
Воспитатель предлагает детям изобрести своего робота из предложенного материала пластиковые стаканчики, флакончики, канцелярские резинки, скотч, фломастеры, кубики, коробки). |
22 мин.
Проект « Мой робот». Педагог предлагает ребятам в качестве материала для строении роботов использовать всё, что было приготовлено заранее и сложено на отдельном столе. Дети выбирают себе места дл работы ( за столом, на ковре) и строят роботов, берут материалы со стола. Воспитатель должен помогать и консультировать в процессе изготовлении роботов. |
Презентация детьми своих роботов по алгоритму. |
19 |
Раздел «Основы программирования и теории вероятности»
Волшебные фигуры |
25 мин. |
3 мин.
Познакомить с понятиями
« геометрии», «геометрическая фигура»,
« круг», « квадрат», « треугольник», « цвет» красный, синий, жёлтый), числом 8. Научить создавать программы поиска по заданным параметрам. Содействовать развитию творческого мышления. |
22 мин.
Педагог демонстрирует детям разноцветные фигуры ( треугольники, квадраты, круги). Воспитатель вместе с детьми из базовых фигур составляет сложные. Примеры сложенных фигур: прямоугольник, многоугольник, фигура человечка, цветок. Знакомство с числом 8. Программирование Микибота ( поле с геометрическими фигурами). |
Педагог предлагает создать детям творческо – математическую картину из раскрашенных детьми геометрических фигур. Дети наклеивают фигуры на лист ватмана. |
20 |
Занятие для волшебников. |
25 мин. |
5мин.
Знакомство робота с разными цветами и различие их. Познакомить детей с понятием
« ситуация». Примеры ситуаций различной сложности. |
20 мин.
Игра « Стань волшебником». Игра « Микибот учит цвета». |
Проект « Живые краски». |
21 |
Микибот потрясен! |
25 мин. |
5 мин.
Знакомство с числом 10. Показать детям карточку с число 10; привести примеры, где в жизни мы сталкиваемся с числом 10 (10 пальцев на руках, 10 пальцев на ногах). Показать все числа от 0 до 10, повторив их с детьми. |
20 мин.
Собрать поле с геометрическими фигурами, поставить робота на клетку с красным кругом, носиком в сторону фиолетового прямоугольника. |
Педагог раздаёт листы бумаги и карандаши. Дети срисовывают и раскрашивают по 4 фигуры. Воспитатель оказывает консультационную помощь. |
22 |
Микибот сдаёт экзамен. |
25 мин. |
2 мин.
Закрепить понятия: цвет, форма, числа от 0-10. Закрепить навыки программирования и выбора по цвету и форме. |
23 мин.
Педагог вместе с детьми выкладывает задания-последовательности, созданные с детьми на предыдущем занятии. Вместе с детьми собирает поле с геометрическими фигурами, ставит робота в исходное положение на клетку с красным кругом, носиком в сторону фиолетового квадрата. Игра « Чья это цифра?». |
Педагог включает музыку, танцует вместе с детьми, имитируя движения робота. |
23 |
Весёлые старты. |
25 мин. |
2мин.
Познакомить с понятиями: дополнение к программе, эстафета, случайные числа. |
23 мин.
Игра « Эстафета с роботом». |
Проанализировать с детьми как прошла эстафета. |
24 |
Выбор Микибота! |
25 мин. |
3 мин.
Познакомить с понятиями: меньше, больше, равно, последовательность по возрастанию, убыванию. |
22 мин.
Игра « Больше, меньше, равно». |
Педагог раздаёт детям листики А5 и фломастеры. Дети обводят свои ладошки на листиках. Воспитатель приклеивает листики с ладошками на лист А3 рядами, начиная с нижнего, немного накрывая верхними рядами нижние, выстраивая многоуровневую композицию. |
январь
25 |
Двойной бросок. |
25 мин. |
2 мин.
Познакомить с понятиями: меньше, больше, равно, последовательность по возрастанию, убыванию. |
23 мин.
Собрать числовое поле в один ряд: числа от 0-10. Поставить робота на исходное положение – на клетку 0, носиком в сторону клетки 1. Бросить оба кубика. Определить какое число больше? Какое меньше? Выполнить задания для программирования в соответствии с выпавшими числами, запрограммировать робота, чтобы он остановился ниже выпавшего числа. Если одно и тоже число на обеих игральных костях, запрограммировать робота, чтобы он пришёл на соответствующее поле. Бросить кубики заново и заново выполнить задание. Повторить все действий 3-5 раз. |
Педагог предлагает детям построить из кубиков много башен и составить из них настоящую суперматематическую вещь: возрастающую и убывающую последовательность. |
26 |
Могу лучше! |
25 мин. |
5 мин.
Закрепить навыки выбора по числу и оптимизации. Формировать навык системного подхода. |
20 мин.
Собрать числовое поле. Поставить робота в исходное положение: клетка 0, носик в сторону клетки 1. Дети бросают кубик. Воспитатель ставит задачу №1: запрограммировать движение робота на необходимое количество шагов, соответствующее числу на кубике, вдоль числового ряда. Игра « если буду тренироваться, что произойдёт?». |
Игра « Если я буду тренироваться, что произойдёт?» |
27 |
Новые знакомства Микибота. |
25 мин. |
5 мин.
Познакомить с понятиями: выбор, голосование, расстояние, измерение, шаг, линейка. |
20 мин.
Игра «Самая любимая».
Педагог вместе с детьми собирает числовое поле в линию ( 0-6). Робота ставят на клетку 0, носиком к клетке 1. Игрушку, победившую в голосовании, ставят сразу за краем пол, около клетки 6. Рассчитать расстояние между роботом и игрушкой с помощью линейки. Запрограммировать движение робота к игрушке с помощью карточек – стрелок. Дети программируют робота. |
Обсуждение с детьми:
« Правильно ли мы провели выбор наиболее любимой игрушки?» |
28 |
Иду к тебе! |
25 мин. |
5 мин.
Закрепить понятия: расстояние, измерение, шаг, линейка. Закрепить навык определения расстояния, навык проведения сравнительного анализа |
20 мин.
Игра « Иду к тебе». |
Предложить детям нарисовать сегодняшний событие, зафиксировать его на бумаге. Нарисовать Микибота и игрушки вокруг него. Одну игрушку нарисовать ближе к Микиботу, а другую – подальше. |
29 |
Супергерой плюс! |
25 мин. |
7мин.
Познакомить с понятиями: сложение, знак плюс, слагаемое, сумма. |
18 мин.
Разложить поле с цифрами 0-10 в длину, бок о бок, чтобы сформировать цифровую строку. Поставить робота в исходное положение: на клетку 0. Носиком в сторону клетки 1. Дети участвуют парами. Каждая пара по очереди бросают одновременно 2 числовых кубика ( на нескольких досках по несколько пар). На кубиках выпадут два числа. Дети программируют робота на движение вперёд без карточек – стрелок, а сразу на спинке робота). |
Игра « Кому нужен плюс?» |
30 |
Супергерой Минус!» |
25мин. |
7мин.
Закрепить понятия: сложение, знак плюс. Познакомить с понятиями: вычитание, знак минус. |
18 мин.
Назначить двух ребят Супергероями: Минусом и Плюсом. Посадить их за стол и выдать каждому по 5 кубиков. Остальные ребята имеют на руках по несколько кубиков 1-4). Поочерёдно дети подходят к столу с Супергероями. Педагог ставит задачу ( увеличить или уменьшить количество кубиков у очередного ребёнка и на сколько). Все ребята решают, кто из Супергероев может выполнить задание воспитатель. Супергерои проводят превращения и объявляют результат. Все действия повторяются для очередного ребёнка. |
Предложить детям пофантазировать и придумать, как могут выглядеть Супергерои - Минус и Плюс. Воспитатель раздаёт детям листы А5 и карандаши. Дети рисуют на тему « Супергерои минус и Плюс». |
31 |
Скок – перескок! |
25 мин. |
3 мин.
Закрепить сёт 0-10, познакомить с понятиями: чётные и нечётные числа. Формировать навык программирования заданного шага. |
22 мин.
Собрать поле с числами в один ряд, поставить рота в исходное положение. Создать три команды из ребят. Дать на выбор командам набор карточек-стрелок.. воспитатель даёт задание составить программу дл робота из своего набора карточек-стрелок так, чтобы он проёл всё поле от 0-10, но через каждую клетку, а именно на клетках 2,4,6,8,10, обязательно делал какое –то дополнительное действие, а потто опять двигался вперёд, и так далее. |
Игра « Прыгаем как они». |
32 |
Навстречу друг другу. |
25 мин. |
7 мин.
Познакомить с понятиями: движение навстречу друг другу, движение в одну сторону. Формировать навык определения направления движения |
18 мин.
Построить поле с числами. Поставить робота на клетку 0, носиков в сторону клетки 1. Поставить игрушку на клетку 10, носиком в сторону клетки 9. Далее, если нет второго робота, использовать игрушку и самостоятельно передвигать её по клеткам дл выполнении задании. Воспитатель даёт задание, дети выполняют. |
Игра « Направление». |
февраль
33 |
Ювелирных дел мастер |
25 мин. |
7 мин.
Познакомить с понятиями: комбинация, комбинаторика, с профессией ювелир. |
18 мин.
Игра « Бусы для мамы» |
Предложить детям придумать своё украшение дл мамы, изображая его из пластилина листе бумаги. |
|
|
Количество |
|
часов |
|
№п/п
Месяц |
Название раздела, темы |
Всего |
Теория |
Практика |
Формы промежуточной аттестации/контроля |
34 |
« Невероятная теория» |
25 мин. |
5 мин.
Закрепить понятия: комбинации, комбинаторика. Познакомить с понятиями: вероятность, невозможное событие, достоверное событие, случайное событие, более вероятное событие, менее вероятное событие. Развивать научное мышление – способность формулировать выводы, основанные на эмпирических наблюдениях. Повышать мотивацию к обучению. |
20 мин. Педагог на глазах детей (как фокусник) кладёт в мешочек из непрозрачного материала три одинаковых по размеру шарика: 2 белых и 1 черный ( можно другие цвета). Педагог ставит задачу: каждый будет доставать, не глядя, из мешочка шарик
( случайным образом), а мы будем отмечать таблице, какой цвет у данного шарика ( карточка к занятию, таблица 1), затем класть шарик обратно в мешочек. Опыт повторять 10 раз. |
Игра « Кто следующий?» |
35 |
« Куда пойдёт, наш Микибот?» |
25 мин. |
2 мин.
Закрепить понятия: вероятность, случайное событие, более вероятное событие, менее вероятное событие. Развивать научное мышление – способность формулировать выводы, основанные на эмпирических наблюдениях. Повышать мотивацию к обучению, укреплять уверенность в собственных силах, развивать навык коммуникации. |
23 мин. Перемешать карточки-стрелки и сложить их в конверт. Выбираем случайным образом карточку-лабиринт дл тестировании. Строим лабиринт – базу согласно схеме из блоков сборного пол и препятствий, указанных на схеме. Ставим робота в клетку, как казано на схеме. Выбираем случайным образом 5 карточек – стрелок и последовательно выкладываем их, получаем программу. Повторяем действии 5 раз. Получаем 5 программ по 5 случайных действий в каждой. Программируем робота согласно первой построенной программе. Запускаем робота и смотри результат. Если робот не уткнулся препятствие или не свалился с поля, он выстоял на базе. В этом случае мы берём сигнальную карточку жёлтого цвета и кладём на стол.
|
Педагог предлагает детям представить, как будет выглядеть настоящая база на Марсе Педагог. раздаёт детям листы и карандаши. Дети рисуют на тему
« Марсианская база». |
36 |
« Дом для Микибота» |
25 мин. |
1 мин.
Закрепить понятие: вероятность, случайное событие, более вероятное событие, менее вероятное событие. Развивать научное мышление- способность формулировать выводы, основанные на эмпирических наблюдениях. Повышать мотивацию к обучению, укреплять уверенность собственных силах, развивать навык коммуникации. |
24 мин. Перемешать карточки-стрелки и сложить их конверт. Сформировать из ребят 2-4 команды. Зять 8 каточек – лабиринтов. Каждая команда выбирает случайным образом по 1 каточке –лабиринту дл проведения исследовании. Далее с каждой карточкой проводит следующее действие:
- случайным образом достаёт карточки – стрелки из конверта и составляет 5 программ по 5 действий каждой;
-программирует и запускает робота по 5 программам поочерёдно ( не забывая очищать память после каждой программы);
- отмечает результат каждой программы. |
Педагог предлагает детям представить, как робот живёт на Марсе. Что он там делает, что строит, что изучает, какие растения сажает и т.д. воспитатель раздаёт листы бумаги и фломастеры. Дети рисуют на тему « Микибот работает на Марсе». |
37 |
Раздел: «Основы картографии и астрономии»
« Зачем тебе карта?» |
25 мин. |
3 мин.
Познакомить с понятиями: карта, картография. Формировать навык определения местоположения предметов относительно ребёнка. Повышать уверенность собственных силах. |
22 мин.
Игра « Кому нужна карта?» Педагог показывает дошкольникам презентацию « Карты» (USB-флеш-накопитель, занятие 1).Игра «Что около меня?». Проект
« Волшебные спагетти». |
Игра « Вторая жизнь спагетти». |
38 |
« Что сказала карта?» |
25 мин. |
2 мин.
Закрепить понятия: карта, картографии. Познакомиться с понятиями: читать карту, условные обозначения. Формировать первичные навыки чтения карты, пространственного мышления и ориентации. Повышение мотивации к обучению, командной деятельности. |
23 мин. Игра « Я-карта!», игра
« Сокровища». |
Обогащение активного словаря: Ребята, что значит читать карту? Это значит понять обозначения, которые на неё использованы, и с их помощью найти нужный объект на карте. Педагог торжественно вручает детям награду – клад, который они нашли. |
39 |
« Дом Хоббита» |
25 мин. |
8 мин.
Познакомить с понятиями: картограф, масштаб. Формирование навыков чтения карты, пространственного мышления и ориентации. Развитие абстрактного мышления. |
17мин.
Педагог вместе с детьми рассматривает карту ( карточка к занятию « Карта для копирования). Вся карта состоит из квадратов. Это необходимо для удобства создания карты. По квадратам можно рассчитать, что где находится. Квадраты связаны с масштабом, в котором создана карта. В нашей карте с домиками Хоббитов 1 клетка- это 1 шаг воспитателя. Но один шаг воспитателя-это 2 шага ребёнка, поэтому 1 клетка –это 2 шага ребёнка. Масштаб карты: 1 квадрат = 1 шаг воспитателя или 2 шага ребёнка. Ребята копирую карту с домиками Хоббитов, воспитатель оказывает недирективную помощь.. |
Обсуждение с детьми на тему
« Как измерить расстояние между двумя предметами, например, стульями». Педагог отмечает активных ребят. |
40 |
« Мама, я - картограф!» |
25 мин. |
2 мин.
Закрепить понятия: картографии, масштаб. Формирование умений ориентироваться на плоскости, понимании пространственных отношений между различными предметами на листе бумаги. Развитие пространственного, аналитического, критического мышления. |
23 мин.
Создание карты игровой комнаты. |
Игра
« Путешествие по садику».
|
март
41 |
« Письмо для инопланетян» |
25 мин. |
3 мин.
Познакомить с понятиями: адрес, местоположение, фракталы, фрактальные рисунки. Формирование навыка масштабного мышления. Развитие творческого и математического мышления. |
22 мин. Составление адреса того места, где находятся дети, то есть, детского сада.
Проект «Фрактальный рисунок» |
Обсуждение « Что такое адрес?» |
42 |
« Тайна острова сокровищ!» |
25 мин. |
2 мин.
Знакомство с понятиями: географические объекты. Закрепление навыков масштабного и творческого мышления. Развитие уверенности собственных силах и повышение мотивации к обучению. |
23 мин.
Мы будем делать карту нашего острова для будущих путешественников, используя чай
(или кофе). Обозначение границ острова кубиками, затем нутрии отмеченных границ острова дети при недирективной помощи воспитателя выстраивают географические объекты – гору, озеро, долину ит.д. Затем расселяют различных животных на острове. |
Педагог предлагает отправить послания, чтобы их нашли будущие путешественники. Педагог раздаёт детям кусочки ниток для вязания длиной 20-25 см. Дети заворачивают карты в трубочку и связывают нитками. |
43
|
« Моя чудесная планета!» |
25 мин. |
3 мин.
Знакомство с понятиями: проложить маршрут, карта мира, материки, глобус. Закрепление понятий: географические объекты, карта, а также навыки тени изображений, чтении карт. Развитие уважительного отношении к соей культуре и культурам других народов. |
22 мин.
« Надуваем шарик содой и уксусом». |
Игра « Что ценно у всех людей?» |
44 |
« Почему космос – это круто!» |
25 мин. |
5 мин.
Знакомство с понятиями: космос, вселенная, звёздные карты, навигация, ракеты, космические станции. Расширение горизонтов мышлении и творческого потенциала детей. Повышение мотивации к изучению космоса и осознании его важности для жизни людей. |
20 мин.
Проект « Реактивные шарики». |
Педагог раздаёт детям листы бумаги, карандаши
( фломастеры). Ребята рисуют своё восприятие значимости изучения космоса для людей. |
45 |
«Семья звезды по имени Солнце!» |
25 мин. |
2 мин.
Знакомство с понятиями: орбита, звезда, планеты, Солнечна система. Создание собственной карты Солнечной системы. Содействие масштабирования мышления, повышения мотивации к изучению космоса. |
23 мин.
Игра « Моя Солнечная система». Показ презентации « Солнце» -флеш – накопитель, занятие 9). |
Проект « Волшебные превращения в космосе». |
46 |
« Что нам делать с Меркурием?» |
25 мин. |
2 мин.
Знакомство с самой маленькой планетой Солнечной системы, с понятиями: орбита, притяжение, вес, масса. Формирование понимания значимости исследований космических объектов. Развитие познавательной и творческой активности. |
23 мин. Путешествие по планетам Солнечной системы. Воспитатель знакомит детей с силой притяжения Земли, показывает опыт с мячом и листом бумаги. Знакомство с массой и весом . Рассматривание карты Солнечной системы. Программирование робота. Просмотр презентации (USB-флеш-накопитель, занятие 10). |
Представить с детьми. Что можно ещё построить на Меркурии. Педагог раздаёт листы бумаги и карандаши. Дети рисуют на тему « Чтобы я построил на Меркурии». |
47 |
«Юпитер – президент среди планет!» |
25 мин. |
2 мин.
Знакомство с самой большой планетой Солнечной системы. Закрепить понятия: притяжение, вес, масса, орбита. Развивать познавательную и творческую активность. |
23 мин. Вспомнить с какой планетой познакомились на прошлом занятии. Педагог предлагает провести сравнение. Пусть руки воспитатель – это космические весы. Воспитатель расставляет руки в стороны. Педагог приглашает 4 дошкольников, берёт своей вытянутой рукой одного ребёнка за руку, а другой своей вытянутой рукой берёт за руки сразу трёх ребят. Педагог поясняет, что один ребёнок на Земле весит, как 3 ребёнка на Меркурии. Далее Педагог проводит тоже самое, но на примере трех ребят. Проект « Бумажные опоры».Просмотр презентации « Юпитер» (USB -флеш-накопитель, занятие 11). Программирование робота. |
Предложить детям нарисовать, как они представляют себе Юпитер. |
48 |
« Сестра Земли – Венера.» |
25 мин. |
3 мин.
Знакомство с самой близкой к нам планетой – Венерой. Знакомство с понятиями: строение планеты, ядро, мантия, кора. Формирование навыков сравнения и анализа. Формирование интереса к изучению космического пространства. |
22 мин.
Разложить поле « Солнечная система». Поставить робота на клетку Земля, носиком к Солнцу. Найти Юпитер, Меркурий, Венеру. Проложить путь на карте от Земли через Меркурий, потто Юпитер, далее – на Венеру. Создать программу на карточках – стрелках, очистить память робота, запрограммировать согласно программе. Знакомство с планетой – Венерой
( USB-флеш – накопитель, занятие 12).
Игра « Сходства и различия». |
Предложить детям нарисовать, как могут выглядеть летающие города на загадочной Венере. |
апрель
49 |
« Кто найдёт кольца Сатурна?» |
25 мин. |
5 мин.
Знакомство с планетой Сатурн. Развитие творческого и критического мышления, навыка решения проблемы. Повышать мотивацию к обучению, укреплять уверенность своих силах. |
20 мин. Знакомство с Сатурном на карте. Поставить робота на поле « Солнечная система» на клетку Земля, носиком сторону Солнца. Проложить путь от Земли к Сатурну по карте. Создать программу передвижения из карточек – стрелок. Очистить память робота, запрограммировать его согласно программе. Запустить робота. Просмотр презентации ( USB-флеш – накопитель, занятие 13). |
Проект « Оптические иллюзии».
Игра
«Суперволчок» |
50 |
« Высаживаемся на Марсе!» |
25 мин. |
3 мин.
Знакомство с планетой Марс, с пониманием основных концепций инженерного проектирования, ролью устранении неполадок, исследованиями и разработками, изобретениями, инновациями и экспериментами по решению проблем. Развитие способности к проектированию, использования и поддержки технологических систем. Способствовать развитию самостоятельной познавательной активности, перспективного целеполагания по колонизации космоса. |
22 мин.
Проект « Посадка на Марс». |
Проект « Оптические иллюзии».
Заключительная часть: 7 мин. Игра
«Суперволчок»с детьми выставляет все работы, формируя выставку. Приглашаются родители и дети из других групп посмотреть выставку платформ для посадки на Марс. |
51 |
« Сквозь алмазы к дальним звёздам». |
25 мин. |
5 мин.
Знакомство с планетами Уран и Нептун. Формирование перспективы для изучения космического пространства. Развитие навыков исследования физических законов. Формирование уверенности в своих силах, командной деятельности. |
20 мин.
Изучить карту Солнечной системы складное поле « Солнечная система»), проложить маршрут движения: Земля- Марс- Уран - Нептун - Венера –Земля. Создать программу движения на карточках – стрелках, включая по три сигнала на каждой планете. Очистить память робота согласно заданной программе, запустить его. Проект « Поцелуй планет» |
Предложить детям пофантазировать и представить, какие забавные приключении могут с ними произойти во время космических путешествий. Проект « Оптические иллюзии».
Заключительная часть: 7 мин. Игра
«Суперволчок»раздаёт листы бумаги и карандаши. Дети рисуют на тему « Самое весёлое приключение в моём космическом путешествии». |
52 |
« Космическое туристическое агенство». |
25 мин. |
4 мин.
Закрепить понимание устройства Солнечной системы, перспектив её основания. Формирование навыков прокладывания маршрута на карте. Развитие комплексного, креативного и творческого мышления. |
21 мин.
Просмотр презентации « красота восходов на планетах»
(USB-флеш – накопитель, занятие16). Педагог
с дошкольниками на карточке к занятию отмечает сначала планеты дл первого этапа путешествия, затем для второго. Потом предлагает проверить маршрут. Дети составляют программу на карточках – стрелках для составленного маршрута путешествия, добавляя на каждой планете по сигнала. Далее дети очищают память робота и программируют его согласно составленной программе на карточках – стрелках. Запускают робота. |
Проект « Вулкан Олимп на Марсе».
Цель проекта: формирование первичных представлений о химических и физических процессах в окружающем мире. |
53 |
«Экзамены для суперастранавтов» |
25 мин. |
2 мин.
Создание условий для формирования навыка поиска решения при ограниченном выборе. Закрепить навыки принятии решения, оптимизации. Повышать уровень в своих силах и мотивировать нацеленность на результат. |
23 мин.
Разложить поле « Солнечна система». Из 100 карточек – стрелок отобрать 10: 6 карточек – шаг вперёд, 2 карточки - поворот направо, 2 карточки – поворот налево. Педагог
объявляет задачу: необходимо проложить курс согласно задаче, поставленной для настоящих астронавтов ( карточка к занятию), с использованием любого количества выделенных 10 карточек – стрелок. Если карточек не хватает, нужно найти, как оптимизировать (ускорить) путь. Список задач (всего 5 задач). Методическое пособие Беляк Е. А. – с. 310 |
Педагог
приглашает детей на межпланетный праздник. Под аплодисменты всех ребят каждому
«астронавту» пожимает руку. Педагог ставит музыку и приглашает всех танцевать космические танцы. |
54 |
« Открой свою планету!» |
25 мин. |
2 мин.
Познакомить с понятием экзопланета. Закрепить навыки творческого и системного подхода к рению задач. Укреплять навыки совместной командной деятельности. |
23 мин. Придумывание новой экзопланеты, т.е. планеты, которая летает около других звёзд. Каждый ребёнок рисует свою экзопланету, которую хотел бы открыть, и придумывает ей название. Педагог
рассказывает характеристики и особенности планет: температура, размер, атмосфера, ода, притяжение. Дети по очереди показывают свои планеты и проводят презентацию по алгоритму презентации экзопланет. Педагог
помогает выступающему, задавая вопросы согласно алгоритму ( алгоритм Беляк Е. А. Детская универсальная STEM- лаборатория. – с.316) |
Проект « Летающий робот». Цель проекта: реализация творческой деятельности детей. |
55
|
Раздел «Основы криптографии»
« Пойми меня» |
25 мин. |
5 мин.
Знакомство с понятиями: общение, зык слабослышащих людей, шифрование, клюю. Содействовать формированию аналитического подхода, развитию навыков общении, в том числе людьми с ОВЗ. Развивать навык осознанной передачи информации, совестной деятельности, дружеских отношений. |
20 мин.
Знакомство с зыком растений, животных, людей, с азбукой ( количество букв в алфавите). Способы передачи информации: взглядом, мимикой, движением, прикосновением, словами. Педагог
даёт распечатанные заготовки для смайликов ( USB-флеш – носитель, занятие 1), карандаши или фломастеры. |
Игра « Сердечный бадминтон»
Цель игры: развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками. |
56 |
« Удивительная посылка» |
25 мин. |
2 мин.
Знакомство с понятиями: набор данных, информация, мозг, обработка данных. Формировать навыки распознавания данных и информации. Формировать коммуникативные навыки. |
23 мин. Группирование предметов из посылки по группам (подобные предметы с подобными). Получилось несколько наборов данных из коробки. Познакомить с понятиями: данные и информация, органом, который помогает думать ( мозг) и откуда получает информацию ( от глаз, ушей, носа). Проект
« Путешествие звуковой волны». |
Проект « Сильная бумага». Цель проекта: формирование познавательных интересов и познавательных действий в изучении физики. |
май
57 |
« Предупредите Микибота» |
25 мин. |
2 мин.
Знакомство с понятиями: каналы связи, переда информации. Способствовать развитию аналитического подхода. Формировать мотивацию к исследовательской деятельности. |
23 мин.
Проект « Говорящие стаканчики». |
Проект «Как мы слышим». Цель проекта: формирование познавательных навыков в области физики и физиологии. |
58
|
« Раскодируй природу». |
25 мин. |
3 мин.
Закрепить понятия: пе |
8 февраля 2023 в 18:11
|