Воспитатель МБОУ « Ленинской средней школы №47», Кондратьева Ксения Вадимовна

Содержание программы «Познавательное развитие с использованием STEM-лаборатории» (подготовительная группа группа 6-7 лет)

Учебный план

№ п/п,

месяц

Название раздела, темы

Количество часов

Формы  промежуточной аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Октябрь

1

Раздел

« Основы криптографии».

Тема « Микибот зажигает».

30 мин.

5 мин.

Познакомить детей с азбукой Морзе.

25 мин.

Воспитатель вместе с детьми изучают азбуку Морзе на карточке к занятию 12. Дети испытывают возможности робота. Красна кнопка на спинке слева-короткие сигналы. Проверить. Жёлтая кнопка на спинке справа-длинные сигналы. Проверить. Сказать несколько слов на азбуке Морзе и послушать, как будут звучать слова в двоичном коде. Задания построены от простого к сложному. Задание 1. Слово «МАМА». Показывает и объясняет воспитатель. Дети поочерёдно передают слово «МАМА» с помощью робота.

Воспитатель раскладывает перед ребятами заранее выбранные по его усмотрению 10 карточек со словами. Воспитатель называет букву  любую из слов, указанных на карточках со словами) и просит детей найти слова с этой буквой и показать её в слове. Повторить 10 раз с разными буквами.

2

« Винт Архимеда»

30 мин.

5 мин.

 Азбуку Морзе активно использовали  военные моряки. Давайте и мы займёмся покорением водной стихии: заставим воду течь наверх. Невозможно? Для нас-всё возможно. Куда течёт обычная, нормальная река? В сторону, где более низкая поверхность. Почему? Потому что на неё действует притяжение Земли. Хотите, мы заставим воду подняться наверх?

25 мин.

Проект « Винт Архимеда».Изготовление винта Архимеда. Проведение исследования.

Отметить активных ребят.

3

« Кто брал чайник?»

30 мин.

3 мин.

Ребята, сегодня мы – сыщики. К нам обратилась наша повар(имя), кто-то без её ведома брал чайник, а так нельзя, она за него отвечает. Наша задача: определить, кто брал чайник и спросить зачем. Как можно решить эту задачу? Как можно узнать, кто брал чайник? ( ответы детей)

27 мин.

Дактилоскопический проект « Кто брал чайник?»  Ребята, у каждого человека есть уникальные коды, ключи, по которой можно определить его личность. Какие? – внутренняя часть глаза; - уникальная основа, на которой построен весь организм,-ДНК; - отпечатки пальцев.

Повести криминалистические исследования: снять отпечатки с чайника; снять отпечатки пальце у детей; изучить отпечатки пальцев. Снять отпечатки пальце у воспитателя, чей отпечаток на чайнике, по аналогии с тем, что снимали отпечатки у детей. Сравнить отпечатки взрослого с отпечатком на чайнике. Найти того, кто брал чайник.

Подвести итоги. Воспитатель отмечает активных детей.

4

« Секрет»

30 мин.

5 мин.

Познакомить детей с понятиями: ассиметричное шифрование, открытый и закрытый ключ, современные системы шифрования.

25 мин. Проект «Согласование ключей».  У Боба есть тайный ключ, который он никому не даёт и которым только он сможет открыть или закрыть свой замок. ( распечатать с USB-флеш – накопителя). Провести игру согласно правильному алгоритму выполнения задачи. Игру повторить 2-3 раза.

Ход игры см. Беляк Е.А.-стр.419

Обогащение активного словаря: « Ребята, что такое ассиметричное шифрование?»

5

«Музыкальные шифровки»

30 мин.

3 мин.

Рассказать детям  о музыкальном инструменте – флейте.  Изготовить флейту.

27 мин.

Проект « Пан – флейта». Порядок проведения см. Беляк Е.А. – стр. 352

Закрепить с детьми понятие, что такое десятичная система счисления. Сколько нот  в музыке?

Ноябрь

6

«Секрет»

Продолжение предыдущей темы.

30 мин.

5 мин.

Вспомнить с детьми, что такое ассиметричное шифрование. Это способ шифрования, когда зашифровывают одни ключом, а расшифровывают другим.

25 мин.

Задание повышенной сложности: Как Ева может перехватить информацию при ассиметричном шифровании?  Алиса, получив сундук с двумя замками, что подумает? Провести с детьми игру согласно описанному алгоритму. Алгоритм см. Беляк Е. А. – стр. 421

Ребята, давайте повтори буквы. Воспитатель раскладывает перед ребятами заранее выбранные по его усмотрению 10 карточек со словами. Воспитатель называет букву( любую из слов, указанных на карточках со словами) и просит найти детей найти слова с этой буквой и показать её в слове. Повторить 10 раз с разными буквами.

7

« Проектор из смартфона»

30 мин.

5 мин.

Рассказать детям о принципах работы проектора, порядке выполнения проектора.

25 мин.

Проект « Проектор из смартфона».

Изготовление проектора. Одни ребята делают из части картона подставку под смартфон ( см. Беляк Е.А. – стр.423). Параллельно вторая команда укрепляет стенки проектора-коробки скотчем, оставляя возможность открывать  крышку. Треть команда обводит под руководством воспитателя лупу в центре одной из стенок коробки ( см. Беляк Е.А.-стр. 423). Подключение проектора.

Анализ проекта. Воспитатель объясняет, как стекло увеличило изображение. Ответ в форме его стекла – объектива.

8

« Здравствуй, Вселенная!»

30 мин.

1 мин.

Дорогие коллеги – шифровальщики! Сегодня мы расшифруем послание, которое отправлено за пределы нашей планеты, за пределы нашей Солнечной системы, навстречу разумным существам во вселенной.

29 мин.

Займемся более крутыми вещами: ассиметричным шифрованием, когда шифруем с помощью одного ключа, а расшифровываем с помощью другого. Игра « Приватный  ключ» ( см. Беляк Е.А. – стр.428).

Закрепить с детьми, что такое открытый (публичный) ключ.

9

« Танцующая жидкость»

30 мин.

2 мин.

Вода – она твёрдая  или нет? Вы когда – нибудь пробовали ходить по воде? А это для нас возможно? Да, только надо знать, по какой оде и как! Если зять нужную воду – то по ней можно бить, она может танцевать, и по ней можно пробежаться ( только быстро).

28 мин.

Проект « Танцующая жидкость». Приготовить неньютоновскую жидкость ( см. Беляк Е.А. – стр.432). Провести эксперименты.

Закрепить с детьми понятие неньютоновская жидкость – это вода с крахмалом, которая ведёт себя совсем не так, как обычна.

Декабрь

10

« Смайлик»

30 мин.

5 мин.

Есть одно забавное изобретение людей, чтобы кратко передать чувства в СМС. Что это ? Смайлик. Забавные кружки – рожицы, на которых изображаются глаза, рот и брови. Давайте посмотрим на ключ к расшифровке и пониманию посланий смайликом.

Каждый ребёнок делает послание о том, что он сейчас чувствует, через свой смайлик ( ход см. Беляк Е.А. – стр.324).

Обогащение активного словаря: Как называется зык у людей, которые не очень хорошо слышат? Язык жестов. Какие буквы есть в лове ДОМ и МАМА? М,А,Д,О.

11

« Не  верь своим глазам»

30 мин.

5 мин.

Изучим радужные отражении света от компакт-диска на стене(если есть возможность организовать затенение помещения). Ход см. Беляк Е.А.-стр.362

25 мин.

Проект « Чудеса света». Порядок реализации см. Беляк Е.А.-стр.364, 365 ( исследовании со спектроскопом).

Объяснение: копакт-диск представляет собой зеркальную поверхность со спиральными дорожками или ямами. Эти дорожки равномерно распределены и раскладывают свет на цвета. Воспитатель отмечает активных детей.

12

«  Тайнопись по-китайски»

30 мин.

3 мин.

Рассказать детям, как в древности китайские императоры использовали рисовый отвар дл написания секретных писем.

Изготовить заранее невидимые чернила по старинному китайскому рецепту.

Предложить детям повторить буквы. Воспитатель раскладывает перед ребятами заранее выбранные по его усмотрению 10 карточек со словами. Воспитатель называет букву ( любую из слов, указанных  на карточках со словами) и просит детей найти слова с этой буквой и показать её в слове.

13

«Балансирующая конструкция»

30 мин.

2 мин.

Познакомить детей на междисциплинарном уровне с понятием баланса. Балансирующие игрушки кажутся совершенно невероятными: встают, когда кажется, что они должны падать. Мало того они не падают, но если вы ударите их, они качаются и возвращаются в исходное положение.

28 мин.

Сделать с детьми балансирующую конструкцию из 2 пластиковых бутылок, кусочка картошки или пластилина и зубочистки так, как показано на рисунке (см. Беляк Е.А. – стр.401

Предложить детям повторить буквы. Воспитатель раскладывает перед ребятами заранее выбранные по его усмотрению 10 карточек со словами. Воспитатель называет букву ( любую из слов, указанных  на карточках со словами) и просит детей найти слова с этой буквой и показать её в слове

Январь

14

« Перехват»

30 мин.

2 мин.

На международную космическую станцию поступило секретное сообщение с Марса со списком животных, которых необходимо подготовить к отправке на планету, чтобы поселить их там. Известно, что робот зашифровал своё сообщение двойным шифрованием и есть два ключа к каждому этапу шифровании: один ключ-«ПИТАНИЕ», второй клюя – карта «ПРЕДПОЧТЕНИЯ». Попробуем расшифровать.

28 мин.

Воспитатель показывает ребятам карточки

« Шифрование с Марса». Воспитатель отмечает следующие факты (см. Беляк Е.А.- стр. 435)

Отметить активных ребят.

15

Продолжение темы

« Перехват»

30 мин.

1 мин.

На прошлом занятии мы нашли алгоритмы дешифровки. По аналогии попробуем расшифровать ещё 2 карточки. У нас получилось несколько животных и/или птиц. У нас получился алгоритм двойного дешифрования.

29 мин.

Алгоритм двойного дешифровании посланий робота с Марса ( см. Беляк Е.А.-стр.437)

Отметить  активных ребят.

16

« Самый – самый»

30 мин.

1 мин.

Решим один важный вопрос: какая форма летательного аппарата даст наибольшую дальность полёта.

29 мин.

Проект « Самый-самый». Порядок выполнения  см. Беляк Е.А.- стр.439

Воспитатель отмечает активных ребят и их проекты.

17

« Собери животных на Марс».

30 мин.

1 мин.

На международной космической станции до сих пор пытаются расшифровать сообщение робота с Марса. Мы уже знаем, как это можно сделать. Давайте всё расшифруем и соберём всех животных.

29 мин.

Расшифровываем сообщение с Марса согласно алгоритму, который нашли на прошлом занятии.

Обогащение активного словаря: Что такое двойное шифрование? Сколько ключей у двойного шифрования?

Февраль

18

« Цепная реакция»

30 мин.

1 мин.

Знаете ли вы, что можно создать цепную реакцию из палочек дл мороженного? ( ответы детей)

29 мин.

Построим цепь из элементов. Ход см. Беляк Е.А. –стр.443

Воспитатель отмечает активных ребят и лучшие инициативы.

18

«Космическое туристическое  агенство»

30 мин.

4 мин.

Ребята, кто ездил в путешествие? (ответы детей) Вы готовили заранее программу, куда поехать сначала, а куда потом? Мы уже прокладывали с вами маршруты. Сегодня мы с вами подготовим и проведём рекламную копанию комического путешествия.

26 мин.

Рисуем рекламный плакат: нарисовать картинки, на которых изобразить весь путь космического путешествия на звездолёте от Земли по всем планетам и обратно, на каждой планете отмечая, по возможности, её особенности. Провести рекламную компанию по алгоритму (см. Беляк Е.А. – стр.306).

Викторина по планетам Солнечной системы.

19

Раздел

« Основы картографии».

« Мама, -я картограф!

30 мин.

2 мин.

Люди многое изобрели, очень много достигли: изобрели различные профессии, создали города, научились создавать различные продукты. Какие вы знаете достижения людей?(Ответы детей). Карты -это особое достижение людей! Воспитатель рассказывает как появились первые карты.

28 мин.

Воспитатель предлагает детям нарисовать игровую комнату на карте в масштабе, т.е. создать уменьшенную  копию. Ход см. Беляк Е.А. – стр.219-220

Воспитатель задаёт вопросы для закрепления  темы: Что нужно помнить, когда создаёшь карту? Что нужно сделать вначале, прежде чем создавать карту?

20

Раздел « основы картографии и астрономии».

Тема 

« Сквозь алмазы к дальним звёздам».

30 мин.

5 мин.

Просмотр презентации

 « Уран и Нептун»

25 мин.

Проект

« Воздушный парадокс». Ход см. Беляк Е.А.-стр.299

Закрепить пройденный материал с помощью вопросов: Какие самые дальние планеты от солнца? Какие перспективы могут быть у человечества при освоении всех планет?

Март

21

« Сестра Земли – Венера»

30 мин.

2 мин.

Живут в одном доме – Солнечна система, греются у одной звезды – Солнце, все бегают вокруг неё по своим орбитам и ещё все крутятся вокруг своей оси-это общее, что есть у всех планет нашей системы. Учёные считают, что у нашей планеты Земля есть особая, почти настоящая сестра – удивительная планета Венера.

28 мин.

Проект « Как приготовить планету?» Порядок выполнения см. Беляк Е.А.-стр.270

Выставка планет.

22

Раздел

« Основы криптографии». Тема « Пообщаемся»

30 мин.

5 мин.

Как вы думаете, растения и животные общаются между собой?

25 мин.

Способы передачи информации бывают разные: есть свои варианты у растений, есть у животных, есть и у людей. Свои способы общения есть и роботов – это язык математический, язык программирования.

Игра « Сердечный бадминтон»

23

«Путешествие звуковой волны»

30 мин.

1 мин.

Когда мы разговариваем, то создаём звуковые волны. Как волны на воде, только наши волны-в воздухе.

29 мин.

Проект « Путешествие звуковой волны».Порядок выполнения см. Беляк Е.А.- стр.331

Обогащение активного словаря: Ребята, данные и информация это одно и то же?

24

« Как мы слышим»

30 мин.

2 мин.

Мы  видели, как звук может передвигаться по нити, передавая наши слова. А как мы слышим звук? А как это происходит?

28 мин.

Проект « как мы слышим».  Воспитатель показывает карточку к занятию « Строение уха» и по ней объясняет строение человеческого уха. Создание модели уха.

Дети  показывают и называют части строения уха

Апрель

25

«Экзамены для суперастронавтов».

30 мин.

2 мин.

Сегодня мы будем учиться выполнять поставленную задачу в условиях ограниченного выбора.

25 мин.

Разложить поле « Солнечная система». Воспитатель объявляет задачу (см.Беляк – стр. 310).Найти, какую из поставленных задач для настоящих астронавтов можно реализовать с использованием 5 любых карточек.

Обогащение активного словаря: Что такое выбор ограниченных карточек-стрелок?

26

«Воздушная западня»

30 мин.

5 мин.

Презентация « Уран и Нептун» (USB-флеш – накопитаель, зантие 15).

25 мин.

Исследование « Воздушная западня», в рамках действия одного из основных законов гидро- и аэродинамики – закона Бернулли: чем выше скорость воздушного потока, тем меньше в нём давление.

Порядок проведения см. Беляк Е.А. – стр.294

Обогащение активного словаря: Какие самые дальние от Солнца планеты?

27

«Электрические явления»

30 мин.

5 мин.

Изучить карту Солнечной системы  ( складное поле « Солнечная система»).

25 мин.

Исследование « Электрические взаимодействия шарика»,в рамках действия одного из основных законов гидро- и аэродинамики – закона Бернулли: чем выше скорость воздушного потока, тем меньше в нём давление.

Порядок проведения см. Беляк Е.А. – стр.295.

Обогащение активного словаря: Какие перспективы могут быть у человечества при освоении планет Уран и Нептун?

28

«Электрические взаимодействия двух шариков»

30 мин.

1 мин.

На прошлом занятии мы познакомились с электрическими взаимодействиями одного шарика.

29 мин.

 Исследование «Электрические взаимодействия двух шариков», в рамках действия одного из основных законов гидро- и аэродинамики – закона Бернулли: чем выше скорость воздушного потока, тем меньше в нём давление.

Порядок проведения см. Беляк Е.А. – стр. 296

Обогащение активного словаря: Почему шарики прилипают друг к другу?

29

« Столбики кристаллов»

30 мин.

2 мин.

Вспомнить предыдущее исследование. Одноимённо заряженные тела притягиваются, разноимённые заряженные – отталкиваются.

28 мин.

 Исследование

« Столбики кристаллов»,в рамках действия одного из основных законов гидро- и аэродинамики – закона Бернулли: чем выше скорость воздушного потока, тем меньше в нём давление.

Порядок проведения см. Беляк Е.А. – стр.298

Давайте пофантазируем, какие забавные приключения могут с нами произойти во время космических путешествий. Дети рисуют на тему « самое весёлое приключение  моём космическом путешествии».

Май

30

« Путешествие по временам года»

30 мин.

2 мин.

Ребята, хотели бы вы совершить увлекательное путешествие в страну «Времена года»?

Предлагаю вам отправиться в интересное и познавательное путешествие, которое поможет нам вспомнить и сравнить все времена года.  Но отправимся мы туда не одни, а с нашим другом - роботом Микиботом.

28 мин.

Д/и

«Времена года». Программирование робота Микибота.

 Сейчас мы все вместе нарисуем для нашего друга Микибота, дерево дружбы.

Дети опускают ладонь в миску с краской и оставляют свой отпечаток на листе с нарисованным стволом дерева.

31

Квест «В  поисках волшебного сундука»

30 мин.

5 мин.

Презентация « Карты» ( см. USB- флеш- накопитель, занятие 1). Воспитатель сообщает детям, что  стало известно о  спрятанном  кладе.

25 мин.

Игра « Кому нужна карта?»

Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают. что такое карта и какие карты бывают: одинаковые или разные, большие или маленькие? Узнаем! Двигаться мы будем по стрелкам от одного ориентира до другого (карта нарисована на ватмане, в центре домик – от него цветные стрелки под номерами в разные стороны).  Эксперимент « Волшебные спагетти».

Вы сегодня были очень активными, внимательными, отлично справились с заданиями. За это мы вам вместе с Микиботом хотим вручить медали.

32

« Мой марсианский робот

30 мин.

3 мин.

Сегодня мы построим новых роботов. Рассказ воспитателя о том, кто такой робот.

27 мин.

Проект « Танцующие червячки». Порядок проведения см. Беляк Е.А. – стр.448

33

Продолжение темы « Мой марсианский робот»

30 мин.

3 мин.

Продолжим создавать новых роботов. А можно ли вложить новые возможности в продукты, заставить самостоятельно двигаться, например, мармелад. Проверим!

27 мин.

Проект» Мой марсианский робот». Порядок проведения см. Беляк Е.А. – стр. 450

Презентация работ детей согласно алгоритму. Алгоритм презентации роботов см. Беляк Е.А. – стр.450

Итого : 33 занятия

19 января 2022 в 06:14

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.