№ п/п,
месяц |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы промежуточной аттестации/контроля |
|
|
Всего |
Теория |
Практика |
|
Октябрь
1 |
Раздел
« Основы криптографии».
Тема « Микибот зажигает». |
30 мин. |
5 мин.
Познакомить детей с азбукой Морзе. |
25 мин.
Воспитатель вместе с детьми изучают азбуку Морзе на карточке к занятию 12. Дети испытывают возможности робота. Красна кнопка на спинке слева-короткие сигналы. Проверить. Жёлтая кнопка на спинке справа-длинные сигналы. Проверить. Сказать несколько слов на азбуке Морзе и послушать, как будут звучать слова в двоичном коде. Задания построены от простого к сложному. Задание 1. Слово «МАМА». Показывает и объясняет воспитатель. Дети поочерёдно передают слово «МАМА» с помощью робота. |
Воспитатель раскладывает перед ребятами заранее выбранные по его усмотрению 10 карточек со словами. Воспитатель называет букву любую из слов, указанных на карточках со словами) и просит детей найти слова с этой буквой и показать её в слове. Повторить 10 раз с разными буквами. |
2 |
« Винт Архимеда» |
30 мин. |
5 мин.
Азбуку Морзе активно использовали военные моряки. Давайте и мы займёмся покорением водной стихии: заставим воду течь наверх. Невозможно? Для нас-всё возможно. Куда течёт обычная, нормальная река? В сторону, где более низкая поверхность. Почему? Потому что на неё действует притяжение Земли. Хотите, мы заставим воду подняться наверх? |
25 мин.
Проект « Винт Архимеда».Изготовление винта Архимеда. Проведение исследования. |
Отметить активных ребят. |
3 |
« Кто брал чайник?» |
30 мин. |
3 мин.
Ребята, сегодня мы – сыщики. К нам обратилась наша повар(имя), кто-то без её ведома брал чайник, а так нельзя, она за него отвечает. Наша задача: определить, кто брал чайник и спросить зачем. Как можно решить эту задачу? Как можно узнать, кто брал чайник? ( ответы детей) |
27 мин.
Дактилоскопический проект « Кто брал чайник?» Ребята, у каждого человека есть уникальные коды, ключи, по которой можно определить его личность. Какие? – внутренняя часть глаза; - уникальная основа, на которой построен весь организм,-ДНК; - отпечатки пальцев.
Повести криминалистические исследования: снять отпечатки с чайника; снять отпечатки пальце у детей; изучить отпечатки пальцев. Снять отпечатки пальце у воспитателя, чей отпечаток на чайнике, по аналогии с тем, что снимали отпечатки у детей. Сравнить отпечатки взрослого с отпечатком на чайнике. Найти того, кто брал чайник. |
Подвести итоги. Воспитатель отмечает активных детей. |
4 |
« Секрет» |
30 мин. |
5 мин.
Познакомить детей с понятиями: ассиметричное шифрование, открытый и закрытый ключ, современные системы шифрования. |
25 мин. Проект «Согласование ключей». У Боба есть тайный ключ, который он никому не даёт и которым только он сможет открыть или закрыть свой замок. ( распечатать с USB-флеш – накопителя). Провести игру согласно правильному алгоритму выполнения задачи. Игру повторить 2-3 раза.
Ход игры см. Беляк Е.А.-стр.419 |
Обогащение активного словаря: « Ребята, что такое ассиметричное шифрование?» |
5 |
«Музыкальные шифровки» |
30 мин. |
3 мин.
Рассказать детям о музыкальном инструменте – флейте. Изготовить флейту. |
27 мин.
Проект « Пан – флейта». Порядок проведения см. Беляк Е.А. – стр. 352 |
Закрепить с детьми понятие, что такое десятичная система счисления. Сколько нот в музыке? |
Ноябрь
6 |
«Секрет»
Продолжение предыдущей темы. |
30 мин. |
5 мин.
Вспомнить с детьми, что такое ассиметричное шифрование. Это способ шифрования, когда зашифровывают одни ключом, а расшифровывают другим. |
25 мин.
Задание повышенной сложности: Как Ева может перехватить информацию при ассиметричном шифровании? Алиса, получив сундук с двумя замками, что подумает? Провести с детьми игру согласно описанному алгоритму. Алгоритм см. Беляк Е. А. – стр. 421 |
Ребята, давайте повтори буквы. Воспитатель раскладывает перед ребятами заранее выбранные по его усмотрению 10 карточек со словами. Воспитатель называет букву( любую из слов, указанных на карточках со словами) и просит найти детей найти слова с этой буквой и показать её в слове. Повторить 10 раз с разными буквами. |
7 |
« Проектор из смартфона» |
30 мин. |
5 мин.
Рассказать детям о принципах работы проектора, порядке выполнения проектора. |
25 мин.
Проект « Проектор из смартфона».
Изготовление проектора. Одни ребята делают из части картона подставку под смартфон ( см. Беляк Е.А. – стр.423). Параллельно вторая команда укрепляет стенки проектора-коробки скотчем, оставляя возможность открывать крышку. Треть команда обводит под руководством воспитателя лупу в центре одной из стенок коробки ( см. Беляк Е.А.-стр. 423). Подключение проектора. |
Анализ проекта. Воспитатель объясняет, как стекло увеличило изображение. Ответ в форме его стекла – объектива. |
8 |
« Здравствуй, Вселенная!» |
30 мин. |
1 мин.
Дорогие коллеги – шифровальщики! Сегодня мы расшифруем послание, которое отправлено за пределы нашей планеты, за пределы нашей Солнечной системы, навстречу разумным существам во вселенной. |
29 мин.
Займемся более крутыми вещами: ассиметричным шифрованием, когда шифруем с помощью одного ключа, а расшифровываем с помощью другого. Игра « Приватный ключ» ( см. Беляк Е.А. – стр.428). |
Закрепить с детьми, что такое открытый (публичный) ключ. |
9 |
« Танцующая жидкость» |
30 мин. |
2 мин.
Вода – она твёрдая или нет? Вы когда – нибудь пробовали ходить по воде? А это для нас возможно? Да, только надо знать, по какой оде и как! Если зять нужную воду – то по ней можно бить, она может танцевать, и по ней можно пробежаться ( только быстро). |
28 мин.
Проект « Танцующая жидкость». Приготовить неньютоновскую жидкость ( см. Беляк Е.А. – стр.432). Провести эксперименты. |
Закрепить с детьми понятие неньютоновская жидкость – это вода с крахмалом, которая ведёт себя совсем не так, как обычна. |
Декабрь
10 |
« Смайлик» |
30 мин. |
5 мин.
Есть одно забавное изобретение людей, чтобы кратко передать чувства в СМС. Что это ? Смайлик. Забавные кружки – рожицы, на которых изображаются глаза, рот и брови. Давайте посмотрим на ключ к расшифровке и пониманию посланий смайликом. |
Каждый ребёнок делает послание о том, что он сейчас чувствует, через свой смайлик ( ход см. Беляк Е.А. – стр.324). |
Обогащение активного словаря: Как называется зык у людей, которые не очень хорошо слышат? Язык жестов. Какие буквы есть в лове ДОМ и МАМА? М,А,Д,О. |
11 |
« Не верь своим глазам» |
30 мин. |
5 мин.
Изучим радужные отражении света от компакт-диска на стене(если есть возможность организовать затенение помещения). Ход см. Беляк Е.А.-стр.362 |
25 мин.
Проект « Чудеса света». Порядок реализации см. Беляк Е.А.-стр.364, 365 ( исследовании со спектроскопом). |
Объяснение: копакт-диск представляет собой зеркальную поверхность со спиральными дорожками или ямами. Эти дорожки равномерно распределены и раскладывают свет на цвета. Воспитатель отмечает активных детей. |
12 |
« Тайнопись по-китайски» |
30 мин. |
3 мин.
Рассказать детям, как в древности китайские императоры использовали рисовый отвар дл написания секретных писем. |
Изготовить заранее невидимые чернила по старинному китайскому рецепту. |
Предложить детям повторить буквы. Воспитатель раскладывает перед ребятами заранее выбранные по его усмотрению 10 карточек со словами. Воспитатель называет букву ( любую из слов, указанных на карточках со словами) и просит детей найти слова с этой буквой и показать её в слове. |
13 |
«Балансирующая конструкция» |
30 мин. |
2 мин.
Познакомить детей на междисциплинарном уровне с понятием баланса. Балансирующие игрушки кажутся совершенно невероятными: встают, когда кажется, что они должны падать. Мало того они не падают, но если вы ударите их, они качаются и возвращаются в исходное положение. |
28 мин.
Сделать с детьми балансирующую конструкцию из 2 пластиковых бутылок, кусочка картошки или пластилина и зубочистки так, как показано на рисунке (см. Беляк Е.А. – стр.401 |
Предложить детям повторить буквы. Воспитатель раскладывает перед ребятами заранее выбранные по его усмотрению 10 карточек со словами. Воспитатель называет букву ( любую из слов, указанных на карточках со словами) и просит детей найти слова с этой буквой и показать её в слове |
Январь
14 |
« Перехват» |
30 мин. |
2 мин.
На международную космическую станцию поступило секретное сообщение с Марса со списком животных, которых необходимо подготовить к отправке на планету, чтобы поселить их там. Известно, что робот зашифровал своё сообщение двойным шифрованием и есть два ключа к каждому этапу шифровании: один ключ-«ПИТАНИЕ», второй клюя – карта «ПРЕДПОЧТЕНИЯ». Попробуем расшифровать. |
28 мин.
Воспитатель показывает ребятам карточки
« Шифрование с Марса». Воспитатель отмечает следующие факты (см. Беляк Е.А.- стр. 435) |
Отметить активных ребят. |
15 |
Продолжение темы
« Перехват» |
30 мин. |
1 мин.
На прошлом занятии мы нашли алгоритмы дешифровки. По аналогии попробуем расшифровать ещё 2 карточки. У нас получилось несколько животных и/или птиц. У нас получился алгоритм двойного дешифрования. |
29 мин.
Алгоритм двойного дешифровании посланий робота с Марса ( см. Беляк Е.А.-стр.437) |
Отметить активных ребят. |
16 |
« Самый – самый» |
30 мин. |
1 мин.
Решим один важный вопрос: какая форма летательного аппарата даст наибольшую дальность полёта. |
29 мин.
Проект « Самый-самый». Порядок выполнения см. Беляк Е.А.- стр.439 |
Воспитатель отмечает активных ребят и их проекты. |
17 |
« Собери животных на Марс». |
30 мин. |
1 мин.
На международной космической станции до сих пор пытаются расшифровать сообщение робота с Марса. Мы уже знаем, как это можно сделать. Давайте всё расшифруем и соберём всех животных. |
29 мин.
Расшифровываем сообщение с Марса согласно алгоритму, который нашли на прошлом занятии. |
Обогащение активного словаря: Что такое двойное шифрование? Сколько ключей у двойного шифрования? |
Февраль
18 |
« Цепная реакция» |
30 мин. |
1 мин.
Знаете ли вы, что можно создать цепную реакцию из палочек дл мороженного? ( ответы детей) |
29 мин.
Построим цепь из элементов. Ход см. Беляк Е.А. –стр.443 |
Воспитатель отмечает активных ребят и лучшие инициативы. |
18 |
«Космическое туристическое агенство» |
30 мин. |
4 мин.
Ребята, кто ездил в путешествие? (ответы детей) Вы готовили заранее программу, куда поехать сначала, а куда потом? Мы уже прокладывали с вами маршруты. Сегодня мы с вами подготовим и проведём рекламную копанию комического путешествия. |
26 мин.
Рисуем рекламный плакат: нарисовать картинки, на которых изобразить весь путь космического путешествия на звездолёте от Земли по всем планетам и обратно, на каждой планете отмечая, по возможности, её особенности. Провести рекламную компанию по алгоритму (см. Беляк Е.А. – стр.306). |
Викторина по планетам Солнечной системы. |
19 |
Раздел
« Основы картографии».
« Мама, -я картограф! |
30 мин. |
2 мин.
Люди многое изобрели, очень много достигли: изобрели различные профессии, создали города, научились создавать различные продукты. Какие вы знаете достижения людей?(Ответы детей). Карты -это особое достижение людей! Воспитатель рассказывает как появились первые карты. |
28 мин.
Воспитатель предлагает детям нарисовать игровую комнату на карте в масштабе, т.е. создать уменьшенную копию. Ход см. Беляк Е.А. – стр.219-220 |
Воспитатель задаёт вопросы для закрепления темы: Что нужно помнить, когда создаёшь карту? Что нужно сделать вначале, прежде чем создавать карту? |
20 |
Раздел « основы картографии и астрономии».
Тема
« Сквозь алмазы к дальним звёздам». |
30 мин. |
5 мин.
Просмотр презентации
« Уран и Нептун» |
25 мин.
Проект
« Воздушный парадокс». Ход см. Беляк Е.А.-стр.299 |
Закрепить пройденный материал с помощью вопросов: Какие самые дальние планеты от солнца? Какие перспективы могут быть у человечества при освоении всех планет? |
Март
21 |
« Сестра Земли – Венера» |
30 мин. |
2 мин.
Живут в одном доме – Солнечна система, греются у одной звезды – Солнце, все бегают вокруг неё по своим орбитам и ещё все крутятся вокруг своей оси-это общее, что есть у всех планет нашей системы. Учёные считают, что у нашей планеты Земля есть особая, почти настоящая сестра – удивительная планета Венера. |
28 мин.
Проект « Как приготовить планету?» Порядок выполнения см. Беляк Е.А.-стр.270 |
Выставка планет. |
22 |
Раздел
« Основы криптографии». Тема « Пообщаемся» |
30 мин. |
5 мин.
Как вы думаете, растения и животные общаются между собой? |
25 мин.
Способы передачи информации бывают разные: есть свои варианты у растений, есть у животных, есть и у людей. Свои способы общения есть и роботов – это язык математический, язык программирования. |
Игра « Сердечный бадминтон» |
23 |
«Путешествие звуковой волны» |
30 мин. |
1 мин.
Когда мы разговариваем, то создаём звуковые волны. Как волны на воде, только наши волны-в воздухе. |
29 мин.
Проект « Путешествие звуковой волны».Порядок выполнения см. Беляк Е.А.- стр.331 |
Обогащение активного словаря: Ребята, данные и информация это одно и то же? |
24 |
« Как мы слышим» |
30 мин. |
2 мин.
Мы видели, как звук может передвигаться по нити, передавая наши слова. А как мы слышим звук? А как это происходит? |
28 мин.
Проект « как мы слышим». Воспитатель показывает карточку к занятию « Строение уха» и по ней объясняет строение человеческого уха. Создание модели уха. |
Дети показывают и называют части строения уха |
Апрель |
|
|
|
25 |
«Экзамены для суперастронавтов». |
30 мин. |
2 мин.
Сегодня мы будем учиться выполнять поставленную задачу в условиях ограниченного выбора. |
25 мин.
Разложить поле « Солнечная система». Воспитатель объявляет задачу (см.Беляк – стр. 310).Найти, какую из поставленных задач для настоящих астронавтов можно реализовать с использованием 5 любых карточек. |
Обогащение активного словаря: Что такое выбор ограниченных карточек-стрелок? |
26 |
«Воздушная западня» |
30 мин. |
5 мин.
Презентация « Уран и Нептун» (USB-флеш – накопитаель, зантие 15). |
25 мин.
Исследование « Воздушная западня», в рамках действия одного из основных законов гидро- и аэродинамики – закона Бернулли: чем выше скорость воздушного потока, тем меньше в нём давление.
Порядок проведения см. Беляк Е.А. – стр.294 |
Обогащение активного словаря: Какие самые дальние от Солнца планеты? |
27 |
«Электрические явления» |
30 мин. |
5 мин.
Изучить карту Солнечной системы ( складное поле « Солнечная система»). |
25 мин.
Исследование « Электрические взаимодействия шарика»,в рамках действия одного из основных законов гидро- и аэродинамики – закона Бернулли: чем выше скорость воздушного потока, тем меньше в нём давление.
Порядок проведения см. Беляк Е.А. – стр.295. |
Обогащение активного словаря: Какие перспективы могут быть у человечества при освоении планет Уран и Нептун? |
28 |
«Электрические взаимодействия двух шариков» |
30 мин. |
1 мин.
На прошлом занятии мы познакомились с электрическими взаимодействиями одного шарика. |
29 мин.
Исследование «Электрические взаимодействия двух шариков», в рамках действия одного из основных законов гидро- и аэродинамики – закона Бернулли: чем выше скорость воздушного потока, тем меньше в нём давление.
Порядок проведения см. Беляк Е.А. – стр. 296 |
Обогащение активного словаря: Почему шарики прилипают друг к другу? |
29 |
« Столбики кристаллов» |
30 мин. |
2 мин.
Вспомнить предыдущее исследование. Одноимённо заряженные тела притягиваются, разноимённые заряженные – отталкиваются. |
28 мин.
Исследование
« Столбики кристаллов»,в рамках действия одного из основных законов гидро- и аэродинамики – закона Бернулли: чем выше скорость воздушного потока, тем меньше в нём давление.
Порядок проведения см. Беляк Е.А. – стр.298 |
Давайте пофантазируем, какие забавные приключения могут с нами произойти во время космических путешествий. Дети рисуют на тему « самое весёлое приключение моём космическом путешествии». |
Май
30 |
« Путешествие по временам года» |
30 мин. |
2 мин.
Ребята, хотели бы вы совершить увлекательное путешествие в страну «Времена года»?
Предлагаю вам отправиться в интересное и познавательное путешествие, которое поможет нам вспомнить и сравнить все времена года. Но отправимся мы туда не одни, а с нашим другом - роботом Микиботом. |
28 мин.
Д/и
«Времена года». Программирование робота Микибота. |
Сейчас мы все вместе нарисуем для нашего друга Микибота, дерево дружбы.
Дети опускают ладонь в миску с краской и оставляют свой отпечаток на листе с нарисованным стволом дерева. |
31 |
Квест «В поисках волшебного сундука» |
30 мин. |
5 мин.
Презентация « Карты» ( см. USB- флеш- накопитель, занятие 1). Воспитатель сообщает детям, что стало известно о спрятанном кладе. |
25 мин.
Игра « Кому нужна карта?»
Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают. что такое карта и какие карты бывают: одинаковые или разные, большие или маленькие? Узнаем! Двигаться мы будем по стрелкам от одного ориентира до другого (карта нарисована на ватмане, в центре домик – от него цветные стрелки под номерами в разные стороны). Эксперимент « Волшебные спагетти». |
Вы сегодня были очень активными, внимательными, отлично справились с заданиями. За это мы вам вместе с Микиботом хотим вручить медали. |
32 |
« Мой марсианский робот |
30 мин. |
3 мин.
Сегодня мы построим новых роботов. Рассказ воспитателя о том, кто такой робот. |
27 мин.
Проект « Танцующие червячки». Порядок проведения см. Беляк Е.А. – стр.448 |
|
33 |
Продолжение темы « Мой марсианский робот» |
30 мин. |
3 мин.
Продолжим создавать новых роботов. А можно ли вложить новые возможности в продукты, заставить самостоятельно двигаться, например, мармелад. Проверим! |
27 мин.
Проект» Мой марсианский робот». Порядок проведения см. Беляк Е.А. – стр. 450 |
Презентация работ детей согласно алгоритму. Алгоритм презентации роботов см. Беляк Е.А. – стр.450 |
|
Итого : 33 занятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|