Воспитатель МБОУ « Ленинской средней школы №47», Кондратьева Ксения Вадимовна

Содержание программы «Познавательное развитие с использованием STEM-лаборатории» (старшая группа 5-6 лет) «Основы математики и теории вероятности». « Основы картографии и астрономии». Учебный план

 

 

 

 

Количество

 

часов

 

 

№п/п

Месяц

Название раздела, темы

Всего

Теория

Практика

Формы промежуточной аттестации/контроля

Октябрь

1

« Невероятная Содержание  программы «Познавательное развитие с использованием STEM-лаборатории»

(старшая группа 5-6 лет)

«Основы математики и теории вероятности».

« Основы картографии и астрономии».

 

Учебный план

теория»

25 мин.

5 мин.

Закрепить понятия: комбинации, комбинаторика. Познакомить с понятиями: вероятность, невозможное событие, достоверное событие, случайное событие, более вероятное событие, менее вероятное событие. Развивать научное мышление – способность формулировать выводы, основанные на эмпирических наблюдениях. Повышать мотивацию к обучению.

20 мин. Воспитатель на глазах детей  (как фокусник) кладёт в мешочек из непрозрачного материала три одинаковых по размеру шарика: 2 белых и 1 черный ( можно другие цвета). Воспитатель ставит задачу: каждый будет доставать, не глядя, из мешочка шарик

( случайным образом), а мы будем отмечать  таблице, какой цвет у данного шарика ( карточка к занятию, таблица 1), затем класть шарик обратно в мешочек. Опыт повторять 10 раз.

Игра « Кто следующий?»

2

« Куда пойдёт, наш Микибот?»

25 мин.

2 мин.

Закрепить понятия: вероятность, случайное событие, более вероятное событие, менее вероятное событие. Развивать научное мышление – способность формулировать выводы, основанные на эмпирических наблюдениях. Повышать мотивацию к обучению, укреплять уверенность в собственных силах, развивать навык коммуникации.

23 мин. Перемешать карточки-стрелки и сложить их в конверт. Выбираем случайным образом карточку-лабиринт дл тестировании. Строим лабиринт – базу согласно схеме из блоков сборного пол и препятствий, указанных на схеме. Ставим робота в клетку, как казано на схеме. Выбираем случайным образом 5 карточек – стрелок и последовательно выкладываем их, получаем программу. Повторяем действии 5 раз. Получаем 5 программ по 5 случайных действий в каждой. Программируем робота согласно первой построенной программе. Запускаем робота и смотри результат. Если робот не уткнулся  препятствие или не свалился с поля, он выстоял на базе. В этом случае мы берём сигнальную карточку жёлтого цвета и кладём на стол.

 

Воспитатель предлагает детям представить, как будет выглядеть настоящая база на Марсе. Воспитатель раздаёт детям листы и карандаши. Дети рисуют на тему « Марсианская база».

3

« Дом для Микибота»

25 мин.

1 мин.

Закрепить понятие: вероятность, случайное событие, более вероятное событие, менее вероятное событие. Развивать научное мышление- способность формулировать выводы, основанные на эмпирических наблюдениях. Повышать мотивацию к обучению, укреплять уверенность  собственных силах, развивать навык коммуникации.

24 мин. Перемешать карточки-стрелки и сложить их  конверт. Сформировать из ребят 2-4 команды. Зять 8 каточек – лабиринтов. Каждая команда выбирает случайным образом по 1 каточке –лабиринту дл проведения исследовании. Далее с каждой карточкой проводит следующее действие:

- случайным образом достаёт карточки – стрелки  из конверта и составляет 5 программ по 5 действий  каждой;

-программирует и запускает робота по 5 программам поочерёдно ( не забывая очищать память после каждой программы);

- отмечает результат каждой программы.

Воспитатель предлагает детям представить, как робот живёт на Марсе. Что он там делает, что строит, что изучает, какие растения сажает и т.д. воспитатель раздаёт листы бумаги и фломастеры. Дети рисуют на тему « Микибот работает на Марсе».

 

4

Раздел: «Основы картографии и астрономии»

« Зачем тебе карта?»

25 мин.

3 мин.

Познакомить с понятиями: карта, картография. Формировать навык определения местоположения предметов относительно ребёнка. Повышать уверенность  собственных силах.

22  мин.

Игра « Кому нужна карта?» Воспитатель показывает дошкольникам презентацию « Карты» (USB-флеш-накопитель, занятие 1).Игра «Что около меня?». Проект

« Волшебные спагетти».

Игра « Вторая жизнь спагетти».

Ноябрь

5

« Что сказала карта?»

25 мин.

2 мин.

Закрепить понятия: карта, картографии. Познакомиться с понятиями: читать карту, условные обозначения. Формировать первичные навыки чтения карты, пространственного мышления и ориентации. Повышение мотивации к обучению, командной деятельности.

23 мин. Игра « Я-карта!», игра

« Сокровища».

Обогащение активного словаря: Ребята, что значит читать карту? Это значит понять обозначения, которые на неё использованы, и с их помощью найти нужный объект на карте. Воспитатель торжественно вручает детям награду – клад, который они нашли.

6

« Дом Хоббита»

25 мин.

8 мин.

Познакомить с понятиями: картограф, масштаб. Формирование навыков чтения карты, пространственного мышления и ориентации. Развитие абстрактного мышления.

17мин.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает карту ( карточка к занятию « Карта для копирования). Вся карта состоит из квадратов. Это необходимо для удобства создания карты. По квадратам можно рассчитать, что где находится. Квадраты связаны с масштабом, в котором создана карта. В нашей карте с домиками хоббитов 1 клетка- это 1 шаг воспитателя. Но один шаг воспитателя-это 2 шага ребёнка, поэтому 1 клетка –это 2 шага ребёнка. Масштаб карты: 1 квадрат = 1 шаг воспитателя или 2 шага ребёнка. Ребята копирую карту с домиками Хоббитов, воспитатель оказывает недирективную помощь..

Обсуждение с детьми на тему

« Как измерить расстояние между двумя предметами, например, стульями». Воспитатель отмечает активных ребят.

7

« Мама, я  -  картограф!»

25 мин.

2 мин.

Закрепить понятия: картографии, масштаб. Формирование умений ориентироваться на плоскости, понимании пространственных отношений между различными предметами на листе бумаги. Развитие пространственного, аналитического, критического мышления.

23 мин.

Создание карты игровой комнаты.

Игра

« Путешествие по садику».

 

 

8

« Письмо для инопланетян»

25 мин.

3 мин.

Познакомить с понятиями: адрес, местоположение, фракталы, фрактальные рисунки. Формирование навыка масштабного мышления. Развитие творческого и математического мышления.

22 мин. Составление адреса того места, где находятся дети, то есть,  детского сада.

Проект «Фрактальный рисунок»

Обсуждение « Что такое адрес?»

Декабрь

9

« Тайна острова сокровищ!»

25 мин.

2 мин.

Знакомство с понятиями: географические объекты. Закрепление навыков масштабного и творческого мышления. Развитие уверенности  собственных силах и повышение мотивации к обучению.

23 мин.

Мы будем делать карту нашего острова для будущих путешественников, используя чай

(или кофе). Обозначение границ острова кубиками, затем нутрии отмеченных границ острова дети при недирективной помощи воспитателя выстраивают географические объекты – гору, озеро, долину ит.д. Затем расселяют различных животных на острове.

Воспитатель предлагает отправить послания, чтобы их нашли будущие путешественники. Воспитатель раздаёт детям кусочки ниток для вязания длиной 20-25 см. Дети заворачивают карты в трубочку и связывают нитками.

10

« Моя чудесная планета!»

25 мин.

3 мин.

Знакомство с понятиями: проложить маршрут, карта мира, материки, глобус. Закрепление понятий: географические объекты, карта, а также навыки тени изображений, чтении карт. Развитие уважительного отношении к соей культуре и культурам других народов.

22 мин.

 « Надуваем шарик содой и уксусом».

Игра « Что ценно у всех людей?»

11

« Почему космос – это круто!»

25 мин.

5 мин.

Знакомство с понятиями: космос, вселенная, звёздные карты, навигация, ракеты, космические станции. Расширение горизонтов мышлении и творческого потенциала детей. Повышение мотивации к изучению космоса и осознании его важности для жизни людей.

20 мин.

Проект « Реактивные шарики».

Воспитатель раздаёт детям листы бумаги, карандаши

( фломастеры). Ребята рисуют своё восприятие значимости изучения космоса для людей.

 

 

12

 

 

«Семья звезды по имени Солнце!»

25 мин.

2 мин.

Знакомство с понятиями: орбита, звезда, планеты, Солнечна система. Создание собственной карты Солнечной системы. Содействие масштабирования мышления, повышения мотивации к изучению космоса.

23 мин.

Игра « Моя Солнечная система». Показ презентации « Солнце»  -флеш – накопитель, занятие 9).

Проект « Волшебные превращения в космосе».

Январь

13

« Что нам делать с Меркурием?»

25 мин.

2 мин.

Знакомство с самой маленькой планетой Солнечной системы, с понятиями: орбита, притяжение, вес, масса. Формирование понимания значимости исследований космических объектов. Развитие познавательной и творческой активности.

23 мин. Путешествие по планетам Солнечной системы. Воспитатель знакомит детей с силой притяжения Земли, показывает опыт с мячом и листом бумаги. Знакомство с массой и весом . Рассматривание карты Солнечной системы. Программирование робота. Просмотр презентации (USB-флеш-накопитель, занятие 10).

Представить с детьми. Что можно ещё построить на Меркурии. Воспитатель раздаёт листы бумаги и карандаши. Дети рисуют на тему « Чтобы я построил на Меркурии».

14

«Юпитер – президент среди планет!»

25 мин.

2 мин.

Знакомство с самой большой планетой Солнечной системы. Закрепить понятия: притяжение, вес, масса, орбита. Развивать познавательную и творческую активность.

23 мин. Вспомнить с какой планетой познакомились на прошлом занятии. Воспитатель предлагает провести сравнение. Пусть руки воспитатель – это космические весы. Воспитатель расставляет руки в стороны. Воспитатель приглашает 4 дошкольников, берёт своей вытянутой рукой одного ребёнка за руку, а другой своей вытянутой рукой берёт за руки сразу трёх ребят. Воспитатель поясняет, что один ребёнок на Земле весит, как 3 ребёнка на Меркурии. Далее воспитатель проводит тоже самое, но на примере трех ребят. Проект « Бумажные опоры».Просмотр презентации « Юпитер» (USB -флеш-накопитель, занятие 11). Программирование робота.

Предложить детям нарисовать, как они представляют себе Юпитер.

15

« Сестра Земли – Венера.»

25 мин.

3 мин.

Знакомство с самой близкой к нам планетой – Венерой. Знакомство с понятиями: строение планеты, ядро, мантия, кора. Формирование навыков сравнения и анализа. Формирование интереса к изучению космического пространства.

22 мин.

Разложить поле « Солнечная система». Поставить робота на клетку Земля, носиком к Солнцу. Найти Юпитер, Меркурий, Венеру. Проложить путь на карте от Земли через Меркурий, потто Юпитер, далее – на Венеру. Создать программу на карточках – стрелках, очистить память робота, запрограммировать согласно программе. Знакомство с планетой – Венерой

 ( USB-флеш – накопитель, занятие 12). Игра « Сходства и различия».

Предложить детям нарисовать, как могут выглядеть летающие города на загадочной Венере.

Февраль

16

« Кто найдёт кольца Сатурна?»

25 мин.

5 мин.

Знакомство с планетой Сатурн. Развитие творческого и критического мышления, навыка решения проблемы. Повышать мотивацию к обучению, укреплять уверенность  своих силах.

20 мин. Знакомство с Сатурном на карте. Поставить робота на поле « Солнечная система» на клетку Земля, носиком  сторону Солнца. Проложить путь от Земли к Сатурну по карте. Создать программу передвижения из карточек – стрелок. Очистить память робота, запрограммировать его согласно программе. Запустить робота. Просмотр презентации ( USB-флеш – накопитель, занятие 13). Проект « Оптические иллюзии».

Заключительная часть: 7 мин. Игра

«Суперволчок»

 

18

« Высаживаемся на Марсе!»

25 мин.

3 мин.

Знакомство с планетой Марс, с пониманием основных концепций инженерного проектирования, ролью устранении неполадок, исследованиями и разработками, изобретениями, инновациями и экспериментами по решению проблем. Развитие способности к проектированию, использования и поддержки технологических систем. Способствовать развитию самостоятельной познавательной активности, перспективного целеполагания по колонизации космоса.

22 мин.

Проект « Посадка на Марс».

Воспитатель с детьми выставляет все работы, формируя выставку. Приглашаются родители и дети из других групп посмотреть выставку платформ для посадки на Марс.

19

« Сквозь  алмазы к дальним звёздам».

25 мин.

5 мин.

Знакомство с планетами Уран и Нептун. Формирование перспективы для изучения космического пространства. Развитие навыков исследования физических законов. Формирование уверенности в своих силах, командной деятельности.

20 мин.

Изучить карту Солнечной системы  складное поле « Солнечная система»), проложить маршрут движения: Земля- Марс- Уран - Нептун - Венера –Земля.  Создать программу движения на карточках – стрелках, включая по три сигнала на каждой планете. Очистить память робота согласно заданной программе, запустить его. Проект « Поцелуй планет»

Предложить детям пофантазировать и представить, какие забавные приключении могут с ними произойти во время космических путешествий. Воспитатель раздаёт листы бумаги и карандаши. Дети рисуют на тему « Самое весёлое приключение в моём космическом путешествии».

20

« Космическое туристическое агенство».

25 мин.

4 мин.

Закрепить понимание устройства Солнечной системы, перспектив её основания. Формирование навыков прокладывания маршрута на карте. Развитие комплексного, креативного и творческого мышления.

21 мин.

Просмотр презентации « красота восходов на планетах»

(USB-флеш – накопитель, занятие16). Воспитатель с дошкольниками на карточке к занятию отмечает сначала планеты дл первого этапа путешествия, затем для второго. Потом предлагает проверить маршрут. Дети составляют программу на карточках – стрелках для составленного маршрута путешествия, добавляя на каждой планете по  сигнала. Далее дети очищают память робота и программируют его согласно составленной программе на карточках – стрелках. Запускают робота.

Проект « Вулкан Олимп на Марсе».

Цель проекта: формирование первичных представлений о химических и физических процессах в окружающем мире.

Март

21

«Экзамены для суперастранавтов»

25 мин.

2 мин.

Создание условий для формирования навыка поиска решения при ограниченном выборе. Закрепить навыки принятии решения, оптимизации. Повышать уровень в своих силах и мотивировать нацеленность на результат.

23 мин.

Разложить поле « Солнечна система». Из 100 карточек – стрелок отобрать 10: 6 карточек – шаг вперёд, 2 карточки - поворот направо, 2 карточки – поворот налево. Воспитатель объявляет задачу: необходимо проложить курс согласно задаче, поставленной для настоящих астронавтов ( карточка к занятию), с использованием любого количества выделенных 10 карточек – стрелок. Если карточек не хватает, нужно найти, как оптимизировать ( ускорить) путь. Список задач ( всего 5 задач). Методическое пособие Беляк Е. А. – с. 310

Воспитатель приглашает детей на межпланетный праздник. Под аплодисменты всех ребят каждому « астронавту» пожимает руку. Воспитатель ставит музыку и приглашает всех танцевать космические танцы.

22

« Открой свою планету!»

25 мин.

2 мин.

Познакомить с понятием экзопланета. Закрепить навыки творческого и системного подхода к рению задач. Укреплять навыки совместной командной деятельности.

23 мин.  Придумывание новой экзопланеты, т.е. планеты, которая летает около других звёзд. Каждый ребёнок рисует свою экзопланету, которую хотел бы открыть, и придумывает ей название. Воспитатель рассказывает характеристики и особенности планет: температура, размер, атмосфера, ода, притяжение. Дети по очереди показывают свои планеты и проводят презентацию по алгоритму презентации экзопланет. Воспитатель помогает выступающему, задавая вопросы согласно алгоритму ( алгоритм Беляк Е. А. Детская универсальная STEM- лаборатория. – с.316)

Проект « Летающий робот». Цель проекта: реализация творческой деятельности детей.

23

 

 Раздел «Основы криптографии»

 

« Пойми меня»

25 мин.

5 мин.

Знакомство с понятиями: общение, зык слабослышащих людей, шифрование, клюю. Содействовать формированию аналитического подхода, развитию навыков общении, в том числе людьми с ОВЗ. Развивать навык осознанной передачи информации, совестной деятельности, дружеских отношений.

20 мин.

Знакомство с зыком растений, животных, людей, с азбукой  ( количество букв в алфавите). Способы передачи информации: взглядом, мимикой, движением, прикосновением, словами. Воспитатель даёт распечатанные заготовки для смайликов  ( USB-флеш – носитель, занятие 1), карандаши или фломастеры.

Игра « Сердечный бадминтон»

Цель игры: развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками.

24

« Удивительная посылка»

25 мин.

2 мин.

Знакомство с понятиями: набор данных, информация, мозг, обработка данных. Формировать навыки распознавания  данных и информации. Формировать коммуникативные навыки.

23 мин. Группирование предметов из посылки по группам (подобные предметы с подобными). Получилось несколько наборов данных из коробки. Познакомить с понятиями: данные и информация, органом, который помогает думать ( мозг) и откуда получает информацию ( от глаз, ушей, носа). Проект

« Путешествие звуковой волны».

Проект « Сильная бумага». Цель проекта: формирование познавательных интересов и познавательных действий в изучении физики.

 25

« Предупредите Микибота»

25 мин.

2 мин.

Знакомство с понятиями: каналы связи, переда  информации. Способствовать развитию аналитического подхода. Формировать мотивацию к исследовательской деятельности.

23 мин.

Проект « Говорящие стаканчики».

Проект «Как мы слышим». Цель проекта: формирование познавательных навыков в области физики и физиологии.

Апрель

 

26

 

 

« Раскодируй природу».

25 мин.

3 мин.

Закрепить понятия: переда информации, коды, шифрование. Формирование навыков творческой деятельности. Повышать уверенность в своих  силах.

22 мин.

Проект « Коды природы» 1 этап: Создаём набор кистей. 2 этап: Создаём картины. Проект

 « Рисуем под притяжением»

Воспитатель предлагает раскодировать несколько букв – значков. Воспитатель поочерёдно показывает карточки со словами, указывает на новые буквы и называет их. Затем воспитатель указывает на новые буквы и просит детей назвать, какие это буквы.

27

« Музыкальные шифровки»

25 мин.

3 мин.

Познакомить с различными системами счисления. Способствовать формированию абстрактного мышления. Формировать творческие навыки.

22 мин.

Проект « План – флейта» Вырезать заранее трафареты дл соломинок, по которым дети смогут кроить свои соломинки ( полоски бумаги нужных длин) согласно таблице необходимых длин трубочек для определения нот. Вместе с детьми нарезать по трафаретам необходимые длины соломинок, каждой флейте – по 7 соломинок. Скрепить соломинки скотчем по возрастанию. Немного попрактиковаться и попробовать создать мелодию.

Проект

« Сумасшедшие стаканчики». Цель проекта: развитие воображения и творческой активности.

28

« Не верь своим глазам!»

25 мин.

5 мин.

Познакомить с понятиями: криптографии, перехват информации, шифрование. Формировать понимание необходимости создании безопасной передачи информации в повседневной жизни. Повышать мотивацию к обучению и исследовательской деятельности.

20 мин.

Изучение сообщение

(карточка к занятию « Зеркальные слова»). Воспитатель демонстрирует расшифровку нескольких слов с помощью зеркальца. Дети читают расшифрованные слова  (2-4 слова из карточек к занятию).

Проект « Дырка в руке».  Порядок проведении см. Беляк Е. А. – стр.360

29

« Загадка Цезаря»

25 мин.

2 мин.

Знакомство с шифром Цезаря, симметричным шифрованием, с понятием инерции. Формировать навыки шифрования сдвигом, навык использования ключа.

23 мин.

Рассказ воспитателя о шифре Цезаря. Демонстрация алфавита дл шифра Цезаря ( USB- флеш- накопитель, занятие 7). Проект « Инерция».

Проект « Чудо-машинки!». Цель проекта: становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Май

30

« Чудеса колеса!»

25 мин.

2 мин.

Закрепить понятия: шифр сдвигом, закрытый клюю, симметричное шифрование, расшифровка. Закрепить навыки шифрования и расшифровки с использованием секретного ключа. Развивать навыки совместной деятельности.

23 мин. Воспитатель показывает круг для шифра Цезаря.  Наружный = верхний алфавит, внутренний = нижний алфавит. Воспитатель показывает, как пользоваться кругом шифра Цезаря, как зашифровывать с его помощью. Расшифровка послания робота. Проект « Колейдоскоп».

Проект « Забавный разговор». Цель проекта: выделить культурные коды.

31

« Тайная комната»

25 мин.

2 мин.

Знакомство с понятиями: симпатические чернила, тайнопись. Формирование навыков исследовательской деятельности. Способствовать повышению мотивации к обучению.

23 мин.

Проект

 « Исчезающие послания». Раздать детям листы(А5), ушные палочки, чернила. Дети рисуют тайные послания и откладывают их  в определённое место для посланий из соды место. Послания высыхают и изображения исчезают. Тоже самое проделывают, но послание убирают на место из лимона.

Воспитатель предлагает детям прочитать тайные послания. Для этого воспитатель над безопасной свечой поочерёдно подогревает по одному посланию, написанному молоком ( или проглаживает молоко). Дети смотрят и угадывают, что изображено на рисунке. Затем автор рисунка рассказывает, угадали, что нарисовал, или нет.

32

«Выдели главное»

25 мин.

3 мин.

Знакомство с понятиями: решётка Кардано, шифр замены. Способствовать развитию креативности, творческого подхода. Развивать аналитические способности.

22 мин. Воспитатель показывает послания – карточки с изображением пляшущих человечков. Анализируют записки. Воспитатель знакомит детей с шифром « Пляшущие человечки» (карточка к занятию « Алфавит» Пляшущие человечки»). Расшифровывают с детьми по очереди сообщение: ищем замену каждому человечку на букву, записать результат. Показать решётку Кардано.

Проект « 3D-рука». Цель проекта: реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

 

33

« Тайна книги»

25 мин.

2 мин.

Закрепить понятие: симметричные шифры. Познакомить с шифрованием по книге, понятием баланса. Развивать любознательность и творческую активность.

23 мин.

Беседа о книге, какую функцию она несёт. Шифрование слов с помощью книги ( алгоритм шифрования по книге  См. Беляк Е.А. « Детская универсальна

STEAM- лаборатории». – с.399).

Проект « Балансирующий робот». 1 этап: Создание балансирующего робота. 2 этап: Изучение баланса и центра тяжести.

Воспитатель через свой телефон изучает с ребятами зашифрованные  подвижные объемные картинки  подробное описание загрузки на телефон и использование программы с дополненной реальностью см. USB-флеш-накопитель, « Для воспитателя», дополненная реальность). Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги хранят в себе очень много тайн, загадок. Нужно читать книги.

 

Итого: 33 занятия

19 января 2022 в 06:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.