|
|
Количество |
|
часов |
|
№п/п
Месяц |
Название раздела, темы |
Всего |
Теория |
Практика |
Формы промежуточной аттестации/контроля |
Октябрь
1 |
« Невероятная Содержание программы «Познавательное развитие с использованием STEM-лаборатории»
(старшая группа 5-6 лет)
«Основы математики и теории вероятности».
« Основы картографии и астрономии».
Учебный план
теория» |
25 мин. |
5 мин.
Закрепить понятия: комбинации, комбинаторика. Познакомить с понятиями: вероятность, невозможное событие, достоверное событие, случайное событие, более вероятное событие, менее вероятное событие. Развивать научное мышление – способность формулировать выводы, основанные на эмпирических наблюдениях. Повышать мотивацию к обучению. |
20 мин. Воспитатель на глазах детей (как фокусник) кладёт в мешочек из непрозрачного материала три одинаковых по размеру шарика: 2 белых и 1 черный ( можно другие цвета). Воспитатель ставит задачу: каждый будет доставать, не глядя, из мешочка шарик
( случайным образом), а мы будем отмечать таблице, какой цвет у данного шарика ( карточка к занятию, таблица 1), затем класть шарик обратно в мешочек. Опыт повторять 10 раз. |
Игра « Кто следующий?» |
2 |
« Куда пойдёт, наш Микибот?» |
25 мин. |
2 мин.
Закрепить понятия: вероятность, случайное событие, более вероятное событие, менее вероятное событие. Развивать научное мышление – способность формулировать выводы, основанные на эмпирических наблюдениях. Повышать мотивацию к обучению, укреплять уверенность в собственных силах, развивать навык коммуникации. |
23 мин. Перемешать карточки-стрелки и сложить их в конверт. Выбираем случайным образом карточку-лабиринт дл тестировании. Строим лабиринт – базу согласно схеме из блоков сборного пол и препятствий, указанных на схеме. Ставим робота в клетку, как казано на схеме. Выбираем случайным образом 5 карточек – стрелок и последовательно выкладываем их, получаем программу. Повторяем действии 5 раз. Получаем 5 программ по 5 случайных действий в каждой. Программируем робота согласно первой построенной программе. Запускаем робота и смотри результат. Если робот не уткнулся препятствие или не свалился с поля, он выстоял на базе. В этом случае мы берём сигнальную карточку жёлтого цвета и кладём на стол.
|
Воспитатель предлагает детям представить, как будет выглядеть настоящая база на Марсе. Воспитатель раздаёт детям листы и карандаши. Дети рисуют на тему « Марсианская база». |
3 |
« Дом для Микибота» |
25 мин. |
1 мин.
Закрепить понятие: вероятность, случайное событие, более вероятное событие, менее вероятное событие. Развивать научное мышление- способность формулировать выводы, основанные на эмпирических наблюдениях. Повышать мотивацию к обучению, укреплять уверенность собственных силах, развивать навык коммуникации. |
24 мин. Перемешать карточки-стрелки и сложить их конверт. Сформировать из ребят 2-4 команды. Зять 8 каточек – лабиринтов. Каждая команда выбирает случайным образом по 1 каточке –лабиринту дл проведения исследовании. Далее с каждой карточкой проводит следующее действие:
- случайным образом достаёт карточки – стрелки из конверта и составляет 5 программ по 5 действий каждой;
-программирует и запускает робота по 5 программам поочерёдно ( не забывая очищать память после каждой программы);
- отмечает результат каждой программы. |
Воспитатель предлагает детям представить, как робот живёт на Марсе. Что он там делает, что строит, что изучает, какие растения сажает и т.д. воспитатель раздаёт листы бумаги и фломастеры. Дети рисуют на тему « Микибот работает на Марсе». |
4 |
Раздел: «Основы картографии и астрономии»
« Зачем тебе карта?» |
25 мин. |
3 мин.
Познакомить с понятиями: карта, картография. Формировать навык определения местоположения предметов относительно ребёнка. Повышать уверенность собственных силах. |
22 мин.
Игра « Кому нужна карта?» Воспитатель показывает дошкольникам презентацию « Карты» (USB-флеш-накопитель, занятие 1).Игра «Что около меня?». Проект
« Волшебные спагетти». |
Игра « Вторая жизнь спагетти». |
Ноябрь
5 |
« Что сказала карта?» |
25 мин. |
2 мин.
Закрепить понятия: карта, картографии. Познакомиться с понятиями: читать карту, условные обозначения. Формировать первичные навыки чтения карты, пространственного мышления и ориентации. Повышение мотивации к обучению, командной деятельности. |
23 мин. Игра « Я-карта!», игра
« Сокровища». |
Обогащение активного словаря: Ребята, что значит читать карту? Это значит понять обозначения, которые на неё использованы, и с их помощью найти нужный объект на карте. Воспитатель торжественно вручает детям награду – клад, который они нашли. |
6 |
« Дом Хоббита» |
25 мин. |
8 мин.
Познакомить с понятиями: картограф, масштаб. Формирование навыков чтения карты, пространственного мышления и ориентации. Развитие абстрактного мышления. |
17мин.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает карту ( карточка к занятию « Карта для копирования). Вся карта состоит из квадратов. Это необходимо для удобства создания карты. По квадратам можно рассчитать, что где находится. Квадраты связаны с масштабом, в котором создана карта. В нашей карте с домиками хоббитов 1 клетка- это 1 шаг воспитателя. Но один шаг воспитателя-это 2 шага ребёнка, поэтому 1 клетка –это 2 шага ребёнка. Масштаб карты: 1 квадрат = 1 шаг воспитателя или 2 шага ребёнка. Ребята копирую карту с домиками Хоббитов, воспитатель оказывает недирективную помощь.. |
Обсуждение с детьми на тему
« Как измерить расстояние между двумя предметами, например, стульями». Воспитатель отмечает активных ребят. |
7 |
« Мама, я - картограф!» |
25 мин. |
2 мин.
Закрепить понятия: картографии, масштаб. Формирование умений ориентироваться на плоскости, понимании пространственных отношений между различными предметами на листе бумаги. Развитие пространственного, аналитического, критического мышления. |
23 мин.
Создание карты игровой комнаты. |
Игра
« Путешествие по садику».
|
8 |
« Письмо для инопланетян» |
25 мин. |
3 мин.
Познакомить с понятиями: адрес, местоположение, фракталы, фрактальные рисунки. Формирование навыка масштабного мышления. Развитие творческого и математического мышления. |
22 мин. Составление адреса того места, где находятся дети, то есть, детского сада.
Проект «Фрактальный рисунок» |
Обсуждение « Что такое адрес?» |
Декабрь
9 |
« Тайна острова сокровищ!» |
25 мин. |
2 мин.
Знакомство с понятиями: географические объекты. Закрепление навыков масштабного и творческого мышления. Развитие уверенности собственных силах и повышение мотивации к обучению. |
23 мин.
Мы будем делать карту нашего острова для будущих путешественников, используя чай
(или кофе). Обозначение границ острова кубиками, затем нутрии отмеченных границ острова дети при недирективной помощи воспитателя выстраивают географические объекты – гору, озеро, долину ит.д. Затем расселяют различных животных на острове. |
Воспитатель предлагает отправить послания, чтобы их нашли будущие путешественники. Воспитатель раздаёт детям кусочки ниток для вязания длиной 20-25 см. Дети заворачивают карты в трубочку и связывают нитками. |
10 |
« Моя чудесная планета!» |
25 мин. |
3 мин.
Знакомство с понятиями: проложить маршрут, карта мира, материки, глобус. Закрепление понятий: географические объекты, карта, а также навыки тени изображений, чтении карт. Развитие уважительного отношении к соей культуре и культурам других народов. |
22 мин.
« Надуваем шарик содой и уксусом». |
Игра « Что ценно у всех людей?» |
11 |
« Почему космос – это круто!» |
25 мин. |
5 мин.
Знакомство с понятиями: космос, вселенная, звёздные карты, навигация, ракеты, космические станции. Расширение горизонтов мышлении и творческого потенциала детей. Повышение мотивации к изучению космоса и осознании его важности для жизни людей. |
20 мин.
Проект « Реактивные шарики». |
Воспитатель раздаёт детям листы бумаги, карандаши
( фломастеры). Ребята рисуют своё восприятие значимости изучения космоса для людей. |
12 |
«Семья звезды по имени Солнце!» |
25 мин. |
2 мин.
Знакомство с понятиями: орбита, звезда, планеты, Солнечна система. Создание собственной карты Солнечной системы. Содействие масштабирования мышления, повышения мотивации к изучению космоса. |
23 мин.
Игра « Моя Солнечная система». Показ презентации « Солнце» -флеш – накопитель, занятие 9). |
Проект « Волшебные превращения в космосе». |
Январь
13 |
« Что нам делать с Меркурием?» |
25 мин. |
2 мин.
Знакомство с самой маленькой планетой Солнечной системы, с понятиями: орбита, притяжение, вес, масса. Формирование понимания значимости исследований космических объектов. Развитие познавательной и творческой активности. |
23 мин. Путешествие по планетам Солнечной системы. Воспитатель знакомит детей с силой притяжения Земли, показывает опыт с мячом и листом бумаги. Знакомство с массой и весом . Рассматривание карты Солнечной системы. Программирование робота. Просмотр презентации (USB-флеш-накопитель, занятие 10). |
Представить с детьми. Что можно ещё построить на Меркурии. Воспитатель раздаёт листы бумаги и карандаши. Дети рисуют на тему « Чтобы я построил на Меркурии». |
14 |
«Юпитер – президент среди планет!» |
25 мин. |
2 мин.
Знакомство с самой большой планетой Солнечной системы. Закрепить понятия: притяжение, вес, масса, орбита. Развивать познавательную и творческую активность. |
23 мин. Вспомнить с какой планетой познакомились на прошлом занятии. Воспитатель предлагает провести сравнение. Пусть руки воспитатель – это космические весы. Воспитатель расставляет руки в стороны. Воспитатель приглашает 4 дошкольников, берёт своей вытянутой рукой одного ребёнка за руку, а другой своей вытянутой рукой берёт за руки сразу трёх ребят. Воспитатель поясняет, что один ребёнок на Земле весит, как 3 ребёнка на Меркурии. Далее воспитатель проводит тоже самое, но на примере трех ребят. Проект « Бумажные опоры».Просмотр презентации « Юпитер» (USB -флеш-накопитель, занятие 11). Программирование робота. |
Предложить детям нарисовать, как они представляют себе Юпитер. |
15 |
« Сестра Земли – Венера.» |
25 мин. |
3 мин.
Знакомство с самой близкой к нам планетой – Венерой. Знакомство с понятиями: строение планеты, ядро, мантия, кора. Формирование навыков сравнения и анализа. Формирование интереса к изучению космического пространства. |
22 мин.
Разложить поле « Солнечная система». Поставить робота на клетку Земля, носиком к Солнцу. Найти Юпитер, Меркурий, Венеру. Проложить путь на карте от Земли через Меркурий, потто Юпитер, далее – на Венеру. Создать программу на карточках – стрелках, очистить память робота, запрограммировать согласно программе. Знакомство с планетой – Венерой
( USB-флеш – накопитель, занятие 12). Игра « Сходства и различия». |
Предложить детям нарисовать, как могут выглядеть летающие города на загадочной Венере. |
Февраль
16 |
« Кто найдёт кольца Сатурна?» |
25 мин. |
5 мин.
Знакомство с планетой Сатурн. Развитие творческого и критического мышления, навыка решения проблемы. Повышать мотивацию к обучению, укреплять уверенность своих силах. |
20 мин. Знакомство с Сатурном на карте. Поставить робота на поле « Солнечная система» на клетку Земля, носиком сторону Солнца. Проложить путь от Земли к Сатурну по карте. Создать программу передвижения из карточек – стрелок. Очистить память робота, запрограммировать его согласно программе. Запустить робота. Просмотр презентации ( USB-флеш – накопитель, занятие 13). Проект « Оптические иллюзии».
Заключительная часть: 7 мин. Игра
«Суперволчок» |
|
18 |
« Высаживаемся на Марсе!» |
25 мин. |
3 мин.
Знакомство с планетой Марс, с пониманием основных концепций инженерного проектирования, ролью устранении неполадок, исследованиями и разработками, изобретениями, инновациями и экспериментами по решению проблем. Развитие способности к проектированию, использования и поддержки технологических систем. Способствовать развитию самостоятельной познавательной активности, перспективного целеполагания по колонизации космоса. |
22 мин.
Проект « Посадка на Марс». |
Воспитатель с детьми выставляет все работы, формируя выставку. Приглашаются родители и дети из других групп посмотреть выставку платформ для посадки на Марс. |
19 |
« Сквозь алмазы к дальним звёздам». |
25 мин. |
5 мин.
Знакомство с планетами Уран и Нептун. Формирование перспективы для изучения космического пространства. Развитие навыков исследования физических законов. Формирование уверенности в своих силах, командной деятельности. |
20 мин.
Изучить карту Солнечной системы складное поле « Солнечная система»), проложить маршрут движения: Земля- Марс- Уран - Нептун - Венера –Земля. Создать программу движения на карточках – стрелках, включая по три сигнала на каждой планете. Очистить память робота согласно заданной программе, запустить его. Проект « Поцелуй планет» |
Предложить детям пофантазировать и представить, какие забавные приключении могут с ними произойти во время космических путешествий. Воспитатель раздаёт листы бумаги и карандаши. Дети рисуют на тему « Самое весёлое приключение в моём космическом путешествии». |
20 |
« Космическое туристическое агенство». |
25 мин. |
4 мин.
Закрепить понимание устройства Солнечной системы, перспектив её основания. Формирование навыков прокладывания маршрута на карте. Развитие комплексного, креативного и творческого мышления. |
21 мин.
Просмотр презентации « красота восходов на планетах»
(USB-флеш – накопитель, занятие16). Воспитатель с дошкольниками на карточке к занятию отмечает сначала планеты дл первого этапа путешествия, затем для второго. Потом предлагает проверить маршрут. Дети составляют программу на карточках – стрелках для составленного маршрута путешествия, добавляя на каждой планете по сигнала. Далее дети очищают память робота и программируют его согласно составленной программе на карточках – стрелках. Запускают робота. |
Проект « Вулкан Олимп на Марсе».
Цель проекта: формирование первичных представлений о химических и физических процессах в окружающем мире. |
Март
21 |
«Экзамены для суперастранавтов» |
25 мин. |
2 мин.
Создание условий для формирования навыка поиска решения при ограниченном выборе. Закрепить навыки принятии решения, оптимизации. Повышать уровень в своих силах и мотивировать нацеленность на результат. |
23 мин.
Разложить поле « Солнечна система». Из 100 карточек – стрелок отобрать 10: 6 карточек – шаг вперёд, 2 карточки - поворот направо, 2 карточки – поворот налево. Воспитатель объявляет задачу: необходимо проложить курс согласно задаче, поставленной для настоящих астронавтов ( карточка к занятию), с использованием любого количества выделенных 10 карточек – стрелок. Если карточек не хватает, нужно найти, как оптимизировать ( ускорить) путь. Список задач ( всего 5 задач). Методическое пособие Беляк Е. А. – с. 310 |
Воспитатель приглашает детей на межпланетный праздник. Под аплодисменты всех ребят каждому « астронавту» пожимает руку. Воспитатель ставит музыку и приглашает всех танцевать космические танцы. |
22 |
« Открой свою планету!» |
25 мин. |
2 мин.
Познакомить с понятием экзопланета. Закрепить навыки творческого и системного подхода к рению задач. Укреплять навыки совместной командной деятельности. |
23 мин. Придумывание новой экзопланеты, т.е. планеты, которая летает около других звёзд. Каждый ребёнок рисует свою экзопланету, которую хотел бы открыть, и придумывает ей название. Воспитатель рассказывает характеристики и особенности планет: температура, размер, атмосфера, ода, притяжение. Дети по очереди показывают свои планеты и проводят презентацию по алгоритму презентации экзопланет. Воспитатель помогает выступающему, задавая вопросы согласно алгоритму ( алгоритм Беляк Е. А. Детская универсальная STEM- лаборатория. – с.316) |
Проект « Летающий робот». Цель проекта: реализация творческой деятельности детей. |
23
|
Раздел «Основы криптографии»
« Пойми меня» |
25 мин. |
5 мин.
Знакомство с понятиями: общение, зык слабослышащих людей, шифрование, клюю. Содействовать формированию аналитического подхода, развитию навыков общении, в том числе людьми с ОВЗ. Развивать навык осознанной передачи информации, совестной деятельности, дружеских отношений. |
20 мин.
Знакомство с зыком растений, животных, людей, с азбукой ( количество букв в алфавите). Способы передачи информации: взглядом, мимикой, движением, прикосновением, словами. Воспитатель даёт распечатанные заготовки для смайликов ( USB-флеш – носитель, занятие 1), карандаши или фломастеры. |
Игра « Сердечный бадминтон»
Цель игры: развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками. |
24 |
« Удивительная посылка» |
25 мин. |
2 мин.
Знакомство с понятиями: набор данных, информация, мозг, обработка данных. Формировать навыки распознавания данных и информации. Формировать коммуникативные навыки. |
23 мин. Группирование предметов из посылки по группам (подобные предметы с подобными). Получилось несколько наборов данных из коробки. Познакомить с понятиями: данные и информация, органом, который помогает думать ( мозг) и откуда получает информацию ( от глаз, ушей, носа). Проект
« Путешествие звуковой волны». |
Проект « Сильная бумага». Цель проекта: формирование познавательных интересов и познавательных действий в изучении физики. |
25 |
« Предупредите Микибота» |
25 мин. |
2 мин.
Знакомство с понятиями: каналы связи, переда информации. Способствовать развитию аналитического подхода. Формировать мотивацию к исследовательской деятельности. |
23 мин.
Проект « Говорящие стаканчики». |
Проект «Как мы слышим». Цель проекта: формирование познавательных навыков в области физики и физиологии. |
Апрель
26
|
« Раскодируй природу». |
25 мин. |
3 мин.
Закрепить понятия: переда информации, коды, шифрование. Формирование навыков творческой деятельности. Повышать уверенность в своих силах. |
22 мин.
Проект « Коды природы» 1 этап: Создаём набор кистей. 2 этап: Создаём картины. Проект
« Рисуем под притяжением» |
Воспитатель предлагает раскодировать несколько букв – значков. Воспитатель поочерёдно показывает карточки со словами, указывает на новые буквы и называет их. Затем воспитатель указывает на новые буквы и просит детей назвать, какие это буквы. |
27 |
« Музыкальные шифровки» |
25 мин. |
3 мин.
Познакомить с различными системами счисления. Способствовать формированию абстрактного мышления. Формировать творческие навыки. |
22 мин.
Проект « План – флейта» Вырезать заранее трафареты дл соломинок, по которым дети смогут кроить свои соломинки ( полоски бумаги нужных длин) согласно таблице необходимых длин трубочек для определения нот. Вместе с детьми нарезать по трафаретам необходимые длины соломинок, каждой флейте – по 7 соломинок. Скрепить соломинки скотчем по возрастанию. Немного попрактиковаться и попробовать создать мелодию. |
Проект
« Сумасшедшие стаканчики». Цель проекта: развитие воображения и творческой активности. |
28 |
« Не верь своим глазам!» |
25 мин. |
5 мин.
Познакомить с понятиями: криптографии, перехват информации, шифрование. Формировать понимание необходимости создании безопасной передачи информации в повседневной жизни. Повышать мотивацию к обучению и исследовательской деятельности. |
20 мин.
Изучение сообщение
(карточка к занятию « Зеркальные слова»). Воспитатель демонстрирует расшифровку нескольких слов с помощью зеркальца. Дети читают расшифрованные слова (2-4 слова из карточек к занятию). |
Проект « Дырка в руке». Порядок проведении см. Беляк Е. А. – стр.360 |
29 |
« Загадка Цезаря» |
25 мин. |
2 мин.
Знакомство с шифром Цезаря, симметричным шифрованием, с понятием инерции. Формировать навыки шифрования сдвигом, навык использования ключа. |
23 мин.
Рассказ воспитателя о шифре Цезаря. Демонстрация алфавита дл шифра Цезаря ( USB- флеш- накопитель, занятие 7). Проект « Инерция». |
Проект « Чудо-машинки!». Цель проекта: становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. |
Май
30 |
« Чудеса колеса!» |
25 мин. |
2 мин.
Закрепить понятия: шифр сдвигом, закрытый клюю, симметричное шифрование, расшифровка. Закрепить навыки шифрования и расшифровки с использованием секретного ключа. Развивать навыки совместной деятельности. |
23 мин. Воспитатель показывает круг для шифра Цезаря. Наружный = верхний алфавит, внутренний = нижний алфавит. Воспитатель показывает, как пользоваться кругом шифра Цезаря, как зашифровывать с его помощью. Расшифровка послания робота. Проект « Колейдоскоп». |
Проект « Забавный разговор». Цель проекта: выделить культурные коды. |
31 |
« Тайная комната» |
25 мин. |
2 мин.
Знакомство с понятиями: симпатические чернила, тайнопись. Формирование навыков исследовательской деятельности. Способствовать повышению мотивации к обучению. |
23 мин.
Проект
« Исчезающие послания». Раздать детям листы(А5), ушные палочки, чернила. Дети рисуют тайные послания и откладывают их в определённое место для посланий из соды место. Послания высыхают и изображения исчезают. Тоже самое проделывают, но послание убирают на место из лимона. |
Воспитатель предлагает детям прочитать тайные послания. Для этого воспитатель над безопасной свечой поочерёдно подогревает по одному посланию, написанному молоком ( или проглаживает молоко). Дети смотрят и угадывают, что изображено на рисунке. Затем автор рисунка рассказывает, угадали, что нарисовал, или нет. |
32 |
«Выдели главное» |
25 мин. |
3 мин.
Знакомство с понятиями: решётка Кардано, шифр замены. Способствовать развитию креативности, творческого подхода. Развивать аналитические способности. |
22 мин. Воспитатель показывает послания – карточки с изображением пляшущих человечков. Анализируют записки. Воспитатель знакомит детей с шифром « Пляшущие человечки» (карточка к занятию « Алфавит» Пляшущие человечки»). Расшифровывают с детьми по очереди сообщение: ищем замену каждому человечку на букву, записать результат. Показать решётку Кардано. |
Проект « 3D-рука». Цель проекта: реализации самостоятельной творческой деятельности детей. |
33 |
« Тайна книги» |
25 мин. |
2 мин.
Закрепить понятие: симметричные шифры. Познакомить с шифрованием по книге, понятием баланса. Развивать любознательность и творческую активность. |
23 мин.
Беседа о книге, какую функцию она несёт. Шифрование слов с помощью книги ( алгоритм шифрования по книге См. Беляк Е.А. « Детская универсальна
STEAM- лаборатории». – с.399).
Проект « Балансирующий робот». 1 этап: Создание балансирующего робота. 2 этап: Изучение баланса и центра тяжести. |
Воспитатель через свой телефон изучает с ребятами зашифрованные подвижные объемные картинки подробное описание загрузки на телефон и использование программы с дополненной реальностью см. USB-флеш-накопитель, « Для воспитателя», дополненная реальность). Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги хранят в себе очень много тайн, загадок. Нужно читать книги. |
|
Итого: 33 занятия |
|
|
|
|