Воспитатель МБОУ « Ленинской средней школы №47», Кондратьева Ксения Вадимовна

«Развитие детского изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста»

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ  Кондратьевой Ксении Вадимовны

Тема проекта «Развитие детского изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста»

Актуальность проекта.

 Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия. 

Виссарион Григорьевич Белинский

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей.

Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой

маленького исследователя, с радостью и удивлением

открывающего для себя незнакомый и удивительный

окружающий мир. Ребёнок живёт в огромном реальном

мире, в котором многое для него пока ещё недосягаемо в

силу его возрастных особенностей. Мы, взрослые, являемся

посредниками между окружающим миром – миром

природы, людей, вещей, искусства и нежной, хрупкой,

эмоциональной и отзывчивой на всё новое, удивительное,

яркое душой ребёнка. Воспитание чувств ребёнка начинается с красоты. Потребность в красоте и доброте

появляется у малыша с первых дней его жизни: он

тянется к красивой игрушке, замирает, услышав звуки музыки; немного повзрослев, рассматривает яркие

иллюстрации в книжке, пытается изобразить на бумаге

только ему понятную красоту. Современные дети активно

осваивают виртуальный мир. В то же время у них

наблюдается снижение интереса к окружающему, в

детском сознании стираются грани между добром и злом,

красивым и безобразным. Несомненно, основы

развивающейся личности закладываются в детстве, и

существует опасность, что общество в будущем может

получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи,

не понимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня

эстетическое развитие выходит на первый план, есть

необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического

развития в соответствии с интересами ребёнка, его потребностями способностями. Дети с самого раннего возраста  активно пытаются отразить свои впечатления, ощущения об окружающем  мире в изобразительном творчестве. Рисование имеет огромное значение в

формировании личности ребёнка. Особенно важна связь

рисования с мышлением ребёнка. При этом в работу

включаются зрительные, двигательные, мускульно-

осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование  развивает

интеллектуальные способности детей, память, внимание,

мелкую  моторику рук, учит ребёнка думать анализировать,

сравнивать, сочинять и  воображать. Но самое главное,

создавая изображение, ребёнок приобретает  различные

знания; уточняются и углубляются его представления об  

окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества  предметов, запоминать их  характерные особенности и детали, овладевать  изобразительными

навыками и умениями, учиться осознанно, использовать  их. В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.

Теоретической базой являются исследования ученых психологов Л.С.Выготского, Н.Н.Волкова, Е.И.Игнатьева, Ц.И.Кириенко, Б.М.Теплова, П.М. Якобсона о психологической природе детского творчества, его развития средствами искусства. А также исследования Т.С.Комаровой, Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Куцаковой, Б.М.Неменского о развитии художественно-творческих способностей детей.

Одним из приоритетных направлений деятельности учреждения является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.

Основная цель педагогического коллектива: Создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Цель проекта. Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора.

Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя.

Г. Галилей

Задачи.  - Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать; развивать самостоятельность, активность и творчество.

- Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.

- Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.).

- Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

- Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

- Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.

- Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании,лепке, аппликации.

Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.

Подводить детей к оценке созданных товарищами работ. Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.


Методическое обеспечение проекта. Учебно – методическое пособие

« Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. И. А. Лыкова -  Издательский дом « Цветной мир», Москва 2017 год. Плакаты «Времена года», « Цветные пейзажи», « Цвет. Радуга».Незавершённая композиция «  Заюшкин огород», плакаты « Овощи», « Наша деревня»,

«Ферма». Плакат  или дидактические картинки « Воздушный транспорт». Технологическая карта « Вертолёты». Альбомы серии « Наш вернисаж»: « Изразцы»,  « Золотая Хохлома», « Небесная Гжель», « Чудо – цветы».

 

Материально- техническое обеспечение проекта. Пластилин или солёное тесто, картонные заготовки разной формы и величины (круглые, овальные, квадратные, прямоугольные) и разного цвета – основа для  рельефных картин, формы для выпеки или игры в песке, бусины, бисер, блёстки, пуговицы, стеки, салфетки бумажные  и матерчатые, клеёнки; фольга,  конфетти, обрезки бумаги, антики, листы бумаги белого цвета для она, готовые детали дл аппликации: 25-30 бумажных квадратов 7*7 – 10*10 см дл стен лубяных избушек – в тёплой гамме, 25-30 бумажных квадратов 7*7- 10*10 см дл стен ледяных избушек  - в холодной гамме, 25-30 бумажных квадратов белого цвета для разрезании на треугольники- крыши избушек, 50 бумажных квадратов размером 2*2 - 3*3- для окошек ( цвет разный). Спички (зубочистки, кусочки трубочек для коктейля), пуговицы. Вентилятор для демонстрации особенностей движения вертолёта (имитации вращении пропеллера), поздравительные открытки к 23 февраля.  Морковь и капуста – реальные плоды или качественные муляжи для демонстрации на занятии. Опорные схемы для планировании работы:

- «морковки»: прямоугольник оранжевого цвета, разрезанные на два треугольника, к одном из которых приклеен хвостик из разных кусочков бумаги  зелёного цвета.

- «капустка»: овал тёмно-зелёного цвета и квадрат светло-зелёного цвета, разорванный на кусочки, два-три из которых приклеены на овал – вилок капусты.

 

Реализация учебного проекта.

Таблица 1.

Перспективный план работы с детьми

 

Тема недели

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы

Эстетические наблюдения и обследования объектов окружающего мира

Совместная деятельность (игровая, восприятие произведений искусства, конструктивная, изобразительная)

Нерегламентированная непосредственно-образовательная деятельность

Взаимодействие с семьями воспитанников

«Весёлый огород»

 

 

 

Натуральные огурец, помидор, свекла. Морковь и капуста -  реальные плоды или качественные муляжи.

Что растет на нашей грядке?

Что растет на нашей грядке
Огурцы, горошек сладкий.
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат,
Наша грядка — просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
Запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку.
Что растет на нашей грядке?
(В. Коркин)




Рассматривание и обследование овощей

( морковь, капуста, помидор, огурец). Рассматривание незаконченной композиции

« Заюшкин огород»

Беседа об огородных культурах. Дидактическая игра « Угадай на вкус». Конструирование грядок из брусков пластилина, кирпичиков, мятых бумажных комочков, бумажных салфеток.

Лепка « Огурец и свекла» - Т. С. Комарова – Занятие №6, с. 26.

Аппликация «Заюшкин огород» - И. А. Лыкова – Занятие №11, с. 58.

Рисование « Консервируем овощи а банке( огурчики и помидорчики)».

Фоторепортаж  «Вот какой наш огород!» Оформление выставки.

« Зимняя сказка»

Персонажи кукольного или настольного театра – лиса и заяц, новогодние маски лисы и зайца. Комплект иллюстраций

« Сказочные домики».

 

Мой дом

Посмотрите: это дом-

С крышей, дверью и окном,

И с крылечком, и с трубой,

Цвет у дома – голубой.

Заходите смело в дом!

- Приглашаете? Войдем!



Н. Голь

 

 

 

 

Знакомство с явлением контраста в искусстве  (избушка лубяная – избушка ледяная; заяц – добрый и доверчивый – лиса хитрая и коварная).

Вспомнить с детьми сказку, в которой рассказывается о теремке. Чтение и пересказывание русской народной сказки

 « Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа о сказочных домиках.

Лепка «Вылепи домик для сказочного героя».

Аппликация по мотивам русской народной сказки « Заюшкина избушка».

« Избушка лубяная и ледяная». – И. А. Лыкова – Занятие №22, с. 94.

Рисование

« Сказочный домик – теремок» - Т. С. Комарова - Занятие №71, с. 72

Снежные постройки на игровой площадке совместно с родителями.

« Наши защитники»

Дидактические картинки

« Воздушный транспорт». Игрушечные самолёты, вертолёты.

Технологическая карта

« Вертолёты».

 

Самолёт

Солнце в небе золотится.
Ввысь летит большая птица,
Закрывая нам крылом
Солнце в небе голубом.
Эта птица – самолет,
Он отправился в полет

С.Колесникова

 

 

 

 

Наблюдение на улице за пролетающими самолётами и вертолётами.  Имитация вращения пропеллера с помощью вентилятора.

Чтение рассказа

 « Работа» из цикла Д. Габе

« Моя семья».

Рассматривание иллюстраций

 « Воздушный транспорт». Разучивание стихотворений о Российской армии.

Лепка « Весёлые вертолёты ( Папин день)» - И. А. Лыкова – Занятие № 23, с. 98.

Аппликация

Летящие самолёты» - Т. С. Комарова – Занятие №54,с. 60.

Рисование « Самолёты летят сквозь облака» - Т. С. Комарова - Занятие № 84, с. 80.

Тематическая выставка

«Рисуем вместе с папами»

« Весна пришла!»

Альбомы серии

«Наш вернисаж», «Изразцы»,

 «Золотая Хохлома»,

 «Небесная Гжель», «Чудо – цветы».

 

 

К нам весна шагает

К нам весна шагает быстрыми шагами, И сугробы тают под ее ногами. Чёрные проталины на полях видны. Видно очень тёплые ноги у весны.

Токмакова И.


 

 

 

Обследование и рассматривание цветов на клумбах на прогулке.

Рассматривание иллюстраций с изображением красивых цветов по разным видам декоративно – прикладного искусства. Подготовка к празднику, разучивание стихотворений, песен.  Беседа о сердце как о важнейшем органе человеческого тела и как о художественно – образном символе. Чтение отрывков из повести А. Волкова

«Волшебник Изумрудного  города ( о том, как Лев метал получить храброе сердце). Рисование и раскрашивание в альбоме дл детского художественного творчества

 « Изразцы»

Лепка « Цветы – сердечки» - И. А. Лыкова – Занятие № 25, с. 106.

Аппликация «Красивый букет в подарок всем женщинам в детском саду» - Т. С. Комарова – Занятие №62, с. 64.

Рисование

« Расцвели красивые цветы» - Т. С.Комарова – Занятие № 61, с. 64.

Дружеская встреча « Моя мама – лучше всех!

( Совместный игровой досуг)

 

17 января 2022 в 19:15

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.