Воспитатель МБОУ « Ленинской средней школы №47», Кондратьева Ксения Вадимовна
«Развитие детского изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста»УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ Кондратьевой Ксении Вадимовны Тема проекта «Развитие детского изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста» Актуальность проекта. Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия. Виссарион Григорьевич Белинский Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Ребёнок живёт в огромном реальном мире, в котором многое для него пока ещё недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Мы, взрослые, являемся посредниками между окружающим миром – миром природы, людей, вещей, искусства и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на всё новое, удивительное, яркое душой ребёнка. Воспитание чувств ребёнка начинается с красоты. Потребность в красоте и доброте появляется у малыша с первых дней его жизни: он тянется к красивой игрушке, замирает, услышав звуки музыки; немного повзрослев, рассматривает яркие иллюстрации в книжке, пытается изобразить на бумаге только ему понятную красоту. Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве, и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребёнка, его потребностями способностями. Дети с самого раннего возраста активно пытаются отразить свои впечатления, ощущения об окружающем мире в изобразительном творчестве. Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребёнка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно- осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику рук, учит ребёнка думать анализировать, сравнивать, сочинять и воображать. Но самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно, использовать их. В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей". Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность. Теоретической базой являются исследования ученых психологов Л.С.Выготского, Н.Н.Волкова, Е.И.Игнатьева, Ц.И.Кириенко, Б.М.Теплова, П.М. Якобсона о психологической природе детского творчества, его развития средствами искусства. А также исследования Т.С.Комаровой, Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Куцаковой, Б.М.Неменского о развитии художественно-творческих способностей детей. Одним из приоритетных направлений деятельности учреждения является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы. Основная цель педагогического коллектива: Создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации. Цель проекта. Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора. Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя. Г. Галилей Задачи. - Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать; развивать самостоятельность, активность и творчество. - Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности. - Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.). - Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста. - Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков. - Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук. - Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании,лепке, аппликации. Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации. Подводить детей к оценке созданных товарищами работ. Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Методическое обеспечение проекта. Учебно – методическое пособие « Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. И. А. Лыкова - Издательский дом « Цветной мир», Москва 2017 год. Плакаты «Времена года», « Цветные пейзажи», « Цвет. Радуга».Незавершённая композиция « Заюшкин огород», плакаты « Овощи», « Наша деревня», «Ферма». Плакат или дидактические картинки « Воздушный транспорт». Технологическая карта « Вертолёты». Альбомы серии « Наш вернисаж»: « Изразцы», « Золотая Хохлома», « Небесная Гжель», « Чудо – цветы».
Материально- техническое обеспечение проекта. Пластилин или солёное тесто, картонные заготовки разной формы и величины (круглые, овальные, квадратные, прямоугольные) и разного цвета – основа для рельефных картин, формы для выпеки или игры в песке, бусины, бисер, блёстки, пуговицы, стеки, салфетки бумажные и матерчатые, клеёнки; фольга, конфетти, обрезки бумаги, антики, листы бумаги белого цвета для она, готовые детали дл аппликации: 25-30 бумажных квадратов 7*7 – 10*10 см дл стен лубяных избушек – в тёплой гамме, 25-30 бумажных квадратов 7*7- 10*10 см дл стен ледяных избушек - в холодной гамме, 25-30 бумажных квадратов белого цвета для разрезании на треугольники- крыши избушек, 50 бумажных квадратов размером 2*2 - 3*3- для окошек ( цвет разный). Спички (зубочистки, кусочки трубочек для коктейля), пуговицы. Вентилятор для демонстрации особенностей движения вертолёта (имитации вращении пропеллера), поздравительные открытки к 23 февраля. Морковь и капуста – реальные плоды или качественные муляжи для демонстрации на занятии. Опорные схемы для планировании работы: - «морковки»: прямоугольник оранжевого цвета, разрезанные на два треугольника, к одном из которых приклеен хвостик из разных кусочков бумаги зелёного цвета. - «капустка»: овал тёмно-зелёного цвета и квадрат светло-зелёного цвета, разорванный на кусочки, два-три из которых приклеены на овал – вилок капусты.
Реализация учебного проекта. Таблица 1. Перспективный план работы с детьми
17 января 2022 в 19:15
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.