Воспитатель МБОУ « Ленинской средней школы №47», Кондратьева Ксения Вадимовна
Парциальная программа по нетрадиционной технике рисованияМуниципальное казённое образовательное учреждение - Ленинская средняя общеобразовательная школа №47 (обособленное структурное подразделение «Детский сад «Огонёк»)
Парциальная программа «Сказочные краски» с приоритетной областью художественно — эстетического развития дошкольников подготовительного к школе возраста путём использования нетрадиционной техники рисования.
2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка.................................................................................... 1.2 Национальный региональный компонент .................................................. 1.3 Принципы и подходы к формированию программы.................................. 1.4 Ожидаемые результаты.................................................................................... II. Содержательный раздел 2.1 Интеграция образовательных областей....................................................... 2.2 Формы и режим НОД....................................................................................... 2.3 Возрастные особенности детей 6-7 лет.......................................................... 2.4 Предметно — пространственная развивающая среда.............................. 2.5 Планирование образовательных деятельности.......................................... 2.6 Планирование работы с родителями........................................................... 2.7 Система наблюдений за деятельностью детей........................................... 2.8 Формы образовательной деятельности....................................................... Ресурсное обеспечение программы.................................................................... Список использованной литературы.................................................................
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».Парциальная программа «Озорные пальчики» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развитие у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомления с различными видами рисования. Программа носит инновационный характер, т.к. в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, монотипия, набрызг, граттаж, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природных материалов, техника по сырому, рисование ладошками, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование по точкам. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию координации движений. С этой целью был создан кружок по различным видам рисования « Озорные пальчики» (образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»). Это и отличает парциальную программу от традиционной программы Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду», которая является основной. Актуальность в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием различных видов рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Занимаясь изобразительным искусством, ребенок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать внутренний мир малыша. Педагогическая целесообразность программысостоит в том, что из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий. Вся непосредственно — образовательная деятельность (далее НОД) в разработанной программе носит творческий характер. Проведение НОД с использованием нетрадиционных техник по этой программе: Развивает уверенность в своих силах ; Способствует снятию детских страхов; Учит детей свободно выражать свой замысел; Побуждает детей к творческим поискам и решениям; Учит детей работать с разнообразными художественными ,природными и бросовыми материалами ; Развивает мелкую моторику рук; Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии; Во время работы дети получают эстетическое удовольствие; Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник. Цель программы: развитие художественно-творческого развития подготовительной к школе детей в процессе работы нетрадиционной техникой рисования. Задачи: -Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения; - Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; - Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы. Все занятия в программе направлены на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучения различными видами рисования. Во-первых, педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах. Во-вторых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными. В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике Искусства свою историю, хотя известны много лет. В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный. Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 6-7 лет. Сроки реализации дополнительной образовательной программы: Программа реализуется в течение 1 года. 1.2 Национально-региональный компонент рабочей программы реализуется через принцип этнокультурной соотнесенности, то есть приобщение воспитанников к быту сибирских народов, его традициям и культуре в разных видах художественной деятельности. Содержание и объем регионального компонента определяются природно-экологическим, географо-демографическим, этническим и историко-культурным своеобразием региона и согласуются с требованиями федерального компонента, реализуются посредством интеграции его в общую структуру федерального компонента программы и реализуется через решение следующих задач: ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка с рождения; приобщение к быту, традициям и культурному своеобразию коренного населения региона (русских, украинцев, алтайцев) в продуктивных видах деятельности. Реализации национально-регионального компонента предполагается уделять как полные периоды непосредственной образовательной деятельности по рисованию, так и часть их в зависимости от содержания и составляет не более 15% от общего объёма содержания непосредственно образовательной деятельности. В рабочей программе региональный компонентреализуется в процессе продуктивной деятельности у дошкольников, где решаются задачи по формированию и развитию личностных качеств, необходимых для дальнейшего обучения в школе - самостоятельность, активность, любознательность, общительность, креативность и т.д. В рабочейпрограмме региональный компонент реализуется через использование произведений следующих поэтов и художников: Николай Демьянович Грицюк - новосибирский художник, работал в стиле абстрактно-сюрреалистического авангардизма. Он был одним из немногих, кто видел Новосибирск не серым и хмурым, а ярким, цветным, жизнерадостным, он чувствовал ритм, дыхание молодого, энергичного города. О таких, как он, говорят - гений места. Николай Грицюк еще при жизни стал гением Новосибирска, его легендой. Чернобровцев Александр Сергеевич - живописец-монументалист, член Союза художников СССР, России с 1960 г., Заслуженный деятель искусств РСФСР (1981), Почётный житель города Новосибирска (2004), Лауреат премии Ленинского комсомола (1968), Лауреат премии Губернатора Новосибирской области в сфере культуры и искусства (2003), профессор кафедры монументально-декоративного искусства Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии. Сильвестр Щедрин(1791-1830) Мастер русского пейзажного романтизма и лирического осмысления природы. Крамской Иван Николаевич(1837 - 1887) Великолепный русский художник, мастер портретной живописи в этом направлении Крамской уделял особое пристрастие в своем творчестве. Он один из основателей независимой организации художников передвижников. Иван Константинович Айвазовский 1817-1900 Замечательный художник маринист, мастер романтического морского пейзажа. Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967) без сомнения, относится к плеяде ярчайших реалистов XX века. Сюжеты для своих произведений и творческое вдохновение приходили к ней из самой жизни. Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) исконно Русский и Советский художник 20 века прославился своим не просто подражаемым творчеством, с разящим цветом и колоритом его картины. Здесь вам и русская цветастая ярмарка с русскими бабами укрытых разномастными женскими платками и разодетыми крестьянами мужиками продающие глиняные и деревянную утварь. Яблонская Татьяна Ниловна, как и большинство живописцев тех времен, она много работает в жанре социалистического реализма, но также пишет портреты, пейзажи, и натюрморты. Крымов Николай Петрович- творчество этого замечательного русского художника связано с развивающимся в непростое советское время пейзажной живописью. Помимо масляных пейзажей Николай Крымов увлекался графикой, оформлял театральные декорации. Грабарь Игорь Иммануилович видный русский живописец, в своей творческой биографии всегда был верен стилям импрессионизма. 1.3 Принципы и подходы к формированию программы - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; - учёт возрастных и психологических особенностей детей; - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; - игровая форма подачи материала; - сотрудничество с семьей; -приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
1.4 Ожидаемые результаты: Интеллектуальные: -проявляет устойчивый интерес к нетрадиционной технике рисования; -способен совершать интеллектуальные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение); -способен разработать план действий по созданию продукта, составления описательного или творческого рассказа о предмете художественно-творческой деятельности . Физические: -способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности; -демонстрирует понимание эстетической ценности образцов народного творчества (описывает средства выразительности); -способен довести работу до конца. Личностные: -способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации о продукте художественно-творческой деятельности; -способен привлечь родных к созданию коллекции или организации авторской выставки др.
Содержательный раздел
2.1 Интеграция образовательных областей В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие – усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие – формирование представлений о времени, о цвете, форме, величине предметов, формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие – развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения, чтение стихов и рассказов о природе, овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; Художественно-эстетическое развитие – развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализация самостоятельной творческой деятельности. Физическое развитие – становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; использование физкультминуток во время проведения НОД; развитие крупной и мелкой моторики. 2.2 Формы и режим НОД Непосредственно образовательная деятельность детей по данной Программе реализуется 1 раз в неделю после обеда продолжительностью 20-25 минут в форме кружкового занятия. В процессе организации учитываются гендерные особенности детей, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подходы. На занятиях использую также тематическую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал, что позволяет сделать занятия доступными, содержательными и познавательными. В своей работе использую игры на развитие творческой активности: «Волшебная капля», игровое упражнение «Простые рисунки", дидактические игры «Создай картину», «Угадай картину» и т.д. 1. Совместная деятельность педагога с детьми: занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций, сюжетно-игровая ситуация. 2. Непосредственная образовательная деятельность: изготовление украшений для группы к праздникам, предметов для игры, украшение предметов для личного пользования, игры в процессе на отбор привлекательных предметов. 3. Самостоятельная деятельность детей: создание проблемных ситуаций, игра, рисование по замыслу, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций. Создание соответствующей предметно-развивающей среды по «Художественно -эстетическому развитию».
2.3 Возрастные особенности детей 6-7 лет. В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д, Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно- творческие способности в изобразительной деятельности. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорци- ональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произволъным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь:ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
2.4 Предметно — пространственная развивающая среда В группе детского сада создан уголок изобразительной деятельности. Основная цель создания данного уголка заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Данный уголок объединяет разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой). Материалы уголка, связанные с развитием изобразительной деятельности, располагаются рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в рисунке. Созданный рисунок или работа часто обыгрываются детьми. В уголке достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности. Для хранения материалов есть стеллаж для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов, доска для рисования цветным мелом. Для демонстрации детских работ имеется «Стена творчества». Она расположена непосредственно в групповой комнате. Данная стена оформляется работами детей в рамочках. Для развития художественно-эстетического восприятия центр изобразительного искусства оснащен предметами народного искусства (Дымка, Хохлома, Городец, Филимоновская игрушка, матрешки), репродукциями живописных произведений, привлекательной выразительной скульптурой малых форм. Игрушки расположены на фоне картин, что активизирует желание детей рассматривать и обыгрывать представленные материалы. Важным для детей старшего дошкольного возраста является фонд различных материалов: картон и бумага разнообразных цветов и оттенков, фактуры, наборы форм плоских и объемных фигур, фигурок животных для тактильного обследования и игры «Чудесный мешочек». Есть игры, способствующие развитию точности и восприятия; игры по типу пространственного моделирования; мелкие игрушки и предметы для декорирования и обыгрывания, а также представление изображения (информации, предметов) по принципу контраста. Рядом с уголком изобразительной деятельности располагается мини-музей «Русская изба», который воспитывает у детей ценностное отношение к искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства; развивает художественное восприятие, словарь ребенка; Группа оформляется материалами, отражающими осваиваемое содержание какой-либо темы.
2.5 Планирование образовательных деятельности Планирование непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы
Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы: - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре, ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Работа с родителями Планирование работы с родителями в рамках рабочей программы на 2016– 2017 год
2.7 Система наблюдений за деятельностью детей Диагностический материал, используемый педагогическим коллективом МКОУ — Ленинской СОШ №47, разработан с учетом требований, определенных федеральными государственными общеобразовательными стандартами: - предлагает использование только тех методик, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки; - позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей как внутри возрастного периода, так и в отношении преемственности последовательных возрастных периодов; - включает наблюдения за ребенком, беседы, экспертные оценки, критериально-ориентированного тестирования, то есть предлагает сочетание низко формализованных и высоко формализованных методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных; - обеспечивает сбалансированность методов, что исключает переутомление воспитанников и нарушение хода образовательного процесса. Мониторинг освоения программы по изобразительной деятельности проводится педагогами, работающими с дошкольниками. С помощью средств мониторинга можно оценить продвижения дошкольника в рамках данной программы. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы,организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы. Анализ развития позволяет оценить эффективность программы и кружковой работы в группе детского сада. Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности ( первая неделя ноября, первая неделя апреля). Методы и приёмы диагностики Для достижения основной цели было проведено обследование детей, оно проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности через нетрадиционные техники. Использовала разнообразные, в том числе, игровые приемы. При общении с детьми использовала демократичный стиль общения, который позволял мне создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе. Применяла мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование. Во время выполнения работы детьми, наблюдала за их настроением, активностью, умением пользоваться материалами и инструментами, умением применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования. Цель проведения диагностики: Выявить уровень художественного развития детей. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения Характер диагностики: естественный педагогический. Обследование проводилось по следующим направлениям: 1. Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков. 2. Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов 3. Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники 4. Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник Методика проведения: - Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми - На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми - Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла. - По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа. - Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений. Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник: Низкий (1 балл) - интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен; - эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого - ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности - узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке - основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет - ребёнок рисует только при активной помощи взрослого - знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими - не достаточно освоены технические навыки и умения Средний (2 балла) - у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем - он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний - знает способы изображения некоторых предметов и явлений - правильно пользуется материалами и инструментами - владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого - проявляет интерес к освоению новых техник - проявляет самостоятельность Высокий (3 балла) - ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки - быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках - владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования - передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом - обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках - умеет создать яркий нарядный узор - может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками - может объективно оценивать свою и чужую работу(для детей старшего дошкольного возраста). 2.8 Формы образовательной деятельности
Ресурсное обеспечение программы 1.Нормативно-правовой ресурс
2.Кадровый ресурс Заведующая ДОУ -способствует созданию изостудии в группе. Воспитатели- совместно организуют образовательную деятельность с детьми. Оформляют уголок по изодеятельности, оснащают необходимыми материалами. Музыкальный руководитель -подбирает музыку по теме НОД. Психолог- наблюдает, диагностирует детей. 3.Научно-методический ресурс Баранова Е, В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. — М.: Мозаика-Синтез, Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М., 2005. Комарова Т. С, Филлипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда. — М., 2005 Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. - М, 2005. Голоменникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. «От рождения до школы».Основная общеобразовательная программа дошкольного образования./Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. -М.: Мозаика- Синтез, 2010г.
Список использованной литературы 1.Баранова Е, В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010. 2.Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010. 3.Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Моз 2 сентября 2018 в 18:15
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.