Воспитатель МБОУ « Ленинской средней школы №47», Кондратьева Ксения Вадимовна
Функциональная грамотность дошкольников через использование STEAM-лаборатории
14 октября [пн]
Слайд 1 Мы живём в современном мире и современный дошкольник – это уже представитель нового техногенного поколения, для которого обоснованность информации очень важна. Растут достижения в области техники, нас окружают сложные технические объекты. На сегодняшний день современные дети имеют большой выбор интерактивных игрушек, которые обучают и в тоже время играют с ними. Поэтому, когда дети приходят в детский сад, им уже не интересно рассматривать просто картинки и играть с обычными игрушками. В связи с этим важно построить свои занятия на использовании «WOW-эффекта». Слайд 2 Для этого я создаю условия, чтобы приобщить детей к научно – техническому творчеству, познавательно исследовательской деятельности через внедрение в образовательный процесс « Детской универсальной STEAM- лаборатории». Слайд 4 Указом Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования). Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г: Слайд 5 В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены 6 направлений: математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Моя дополнительная общеразвивающая программа « Познавательное развитие дошкольников через использование «Детской универсальной STEAM-лаборатории» охватывает сразу несколько направлений функциональной грамотности - это математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность. Слайд 6 И решает следующие задачи: - Дать дошкольникам современное, конкурентоспособное образование и профориентацию в рамках реализации учебно-методического пособия «Детская универсальная STEAM-лаборатория» на основе новейших исследований в области возрастной пластичности мозга детей, особенностей цифрового мира, с учетом кадровых приоритетов в области военной и космической инженерии, систем кибербезопасности, и с опорой на отечественный опыт дошкольной педагогики. - Обучение планированию процесса создания собственного проекта и совместного проекта. - Совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей. - Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением. - Формирование интереса изготавливать несложные конструкции и программы по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу, инструкции, условиям, по модели. Слайд 7 Хотелось бы, познакомить вас более подробно с каждым из этих направлений. Читательская грамотность. У меня в программе она реализуется как блок « Основы чтения». « Основы чтения» проводится параллельно с первыми тремя (основы программирования, основы математики и теории вероятности и основы картографии и астрономии). У детей развивается фотографическая память и логическое мышление с помощью принципа «нарастающих трудностей», формирование навыка дифференциации слов и букв. Программа состоит из 2 частей: 1 часть - распознавание слова. Основной метод – запоминание слов русского языка (104 слова). Занятия проводятся ежедневно по 7 минут в 4 этапа: 1,2 и 3 минуты. 1 минута «презенташки» (до завтрака)- педагог показывает слово с картинкой, называет его. Дети повторяют слово за педагогом. 1 минута после завтрака «разминашки»- педагог показывает слово с картинкой. Дети называют слово. 2 минуты перед обедом «закрепляшки» -педагог показывает слово без картинки. Дети называют слово. З минуты перед/после полдника «поиграшки» - педагог выбирает несколько ранее изученных слов, раскладывает отобранные слова перед детьми(стороной без картинок)вместе с изучаемыми на текущей неделе. Всего 10 слов. Педагог просит поочерёдно находить детей слова. Слайд 8 2. Математическая грамотность. У меня в программе она реализуется как блок « Основы математики и теории невероятности». Какие навыки и компетенции дети приобретают? -распознавание геометрических фигур, сложение, вычитание, сравнение чисел, построение последовательности чисел: возрастающей/убывающей; -программирование выбора цвета, геометрической фигуры, числа большего/меньшего, ближнего/дальнего предмета. Программирование с ограниченным выбором; -проведение исследований вероятности события, определение всех возможных вариантов, с большей вероятностью подходящих для заданных условиях. Слайд 9 ,10,11 3. Естественно- научная грамотность. У меня в программе она реализуется как блок « Основы картографии и астрономии». Какие навыки и компетенции дети приобретают? - определение положения предметов в пространстве относительно объекта, чтение детских карт, распознавание условных обозначений, масштабирование, изучение местности, копирование и составление карты, прокладывание маршрута; -определение планет Солнечной системы, практического освоения космоса; -создание инженерных проектов; -программирование серии последовательных заданий; -проведение исследований по изучению массы, веса, давления, принципа реактивного движения, свойств оптических иллюзий, инерции, гравитации, амортизации, превращения энергии кинетической и потенциальной). В данном блоке количество обучающих игр и STEAM-проектов увеличено до 44 %. На экране представлено лишь несколько проектов, реализованных с детьми. Слайд 12 И еще один блок, который я бы включила в естественно-научную грамотность, это блок « Основы криптографии», наиболее «незнакомая» для всех программа. Здесь аккумулировано наибольшее количество STEAM-проектов, много творческих проектов. Акцент на практику позволил детям максимально себя реализовать, апробировать все полученные ранее знания и навыки, через реализацию проектов познавать новую информацию. Какие навыки и компетенции дети приобретают? -распознавание данных/информации, кодирование/раскодирование объектов, кодирование/шифрование, симметричное/ассиметричное шифрование; -шифрование/дешифрование объектов шифром замены, сдвига с помощью зеркала, книги, решётки Кордано, дешифрование двойного шифрования; -проведение исследования с отпечатками пальцев, симпатическими чернилами, исследований по изучению строения человеческого уха, движения звуковой волны, свойств рёбер жёсткости, распределения давления, разложения света, работы кинопроектора, цепной реакции. Слайд 13 В программе «основы криптографии» запланировано несколько обращений к родителям, например, передача шифровок. Можно использовать множество проектов для подключения родителей (передавать записки с пляшущими человечками и шифры к ним и т.д.). Я познакомила детей с шифровкой с помощью зеркала, на карточках написаны слова, но в обратном порядке. Детям было предложено высказать свои догадки, как прочитать зашифрованное сообщение. Каково было их удивление, когда к словам я поднесла зеркало. После этого эксперимента у детей сразу же возникла идея создать зашифрованные сообщения для своих родителей, братьев и сестёр, а также друзей. Каждый из детей в конце дня у себя в кабинке обнаружил тайное послание. Слайд 14 Для ребят это не занятия, а настоящая игра. Кроме того задачи, которые ставятся перед ними, крутые и увлекательные, в духе любимых фильмов и мультфильмов. А возможность проявлять самостоятельность, инициативу и делать выбор тоже очень подогревает их интерес. Поэтому никогда не ограничивайте полёт фантазии детей. Конечно, мы знаем, какое решение можно найти для многих задач, но дети всё рано предложат пару десятков нестандартных вариантов. Пусть сегодня детские идеи могут показаться нам, взрослым и мудрым, фантастическими или абсурдными, завтра вполне возможно, именно их идеи будут самыми продуктивными! |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.